Рассказывает Артур Глумаков, доктора-травматолог Открытой клиники на проспекте Мира.
«К сожалению, некоторые серьезные травмы не кричат о себе так, что человек бросает все и бежит к врачу. Напротив — кажется, что еще немного, и все пройдет. Так было и с моей 65-летней пациенткой, которая обратилась ко мне в октябре прошлого года с жалобами на боли в коленном суставе. Со слов пациентки, боли беспокоили ее уже уже более двух месяцев и носили выраженный характер. При этом первый эпизод боли она отметила более полугода назад.
Во время сбора анамнеза я выяснил, что все лето она была на даче, занималась огородом. И, как и многие дачники, активно убиралась. Однажды во время уборки она упала со стремянки, с высоты около метра. Упала без переломов, поэтому никуда за помощью не обращалась. Как она рассказала, она будто глубоко присела и почувствовала хруст в колене. Потом была кратковременная (в течение часа) острая болезненность, которая за сутки постепенно стихла. Но еще неделю она не могла полноценно сгибать и разгибать ногу.
Всю неделю коленный сустав был отекшим, припухшим и покрасневшим. Как и многие пациенты в таких случаях, женщина пыталась лечиться сама — берегла ногу, мазала коленку противовоспалительной мазью. Примерно через месяц отечность начала спадать, а боль проходить. Но при этом сохранялось изменение конфигурации сустава. Колено слегка увеличилось в размерах, к тому же появились надколенные зоны припухлости, которые никуда не уходили. И все же женщина могла даже с таким измененным внешне суставом спокойно передвигаться, а раз ничего не болело, она решила, что это ерунда, и врачебная помощь ей не требуется.
Все лето она провела на даче с таким слегка деформированным коленом. При этом все это время она все же не могла согнуть ногу полноценно, хотя разгибать могла. При сгибании возникало легкое напряжение, например, когда она вставала с дивана или садилась, или что-то поднимала. Периодически в течение пяти месяцев она мазала коленку мазью.
И вот, когда пришла осень, внешний вид коленки стал существенно отличаться от противоположной. И она это заметила. И если в дачный период она не видела необходимости куда-то ехать (не болит - и ладно, а припухлость — не повод возвращаться в город и идти ко врачу), то, когда вернулась, поняла, что все-таки надо к доктору сходить.
Почти сразу же я заподозрил у пациентки хронический синовит — воспалительный процесс, обусловленный скоплением жидкости в суставе, которую можно обнаружить даже при пальпации. Кроме того, у нее был симптом баллотации надколенника — такое ощущение, что он плавал в воде. Обычно синовит развивается в результате повреждения хряща, мениска или связочного аппарата. А при такого рода травмах, как описала женщина, очень часто повреждаются передние связки. Для этого даже не требуются какие-то серьезные большие травмы — достаточно просто хорошенько присесть на коленки, чтобы получить синовит.
Чтобы подтвердить свои подозрения, я направил женщину на обследование. Поскольку у нее была нормальная связочная стабильность, не было никакой необходимости проводить МРТ или КТ. Стандартное исследование в таких случаях — УЗИ, во время которого смотрится толщина хряща и менисковая ткань. Кроме того, при таких травмах я отправляю на рентген - чтобы убедиться, что с костями все в порядке и нет переломов.
По УЗИ у пациентки выявили признаки артроза и повреждения мениска с его выбуханием наружу. Для ее возраста характерны изменения мениска (он выходит за зону своего нахождения), поэтому, когда она упала, ущемила мениск и повредила ткани. Организм в таких ситуациях реагирует быстро: сустав заполняется водой, чтобы создать буферную подушку. А учитывая тот факт, что жидкости выделяется много, ей деваться некуда — и она остается в суставе и превращается в свободную воспалительную жидкость, которая уже не несет защитной функции, и от нее надо избавляться. Именно из-за ее наличия женщина не могла свободно разгибать ногу.
Итак, мы определили, что в суставе есть вода, ее количество и местонахождение. Мы убедились, что нет вторичных нарушений в виде переломов. И стали строить тактику лечения.
Для начала необходимо было эвакуировать всю жидкость, чтобы облегчить состояние сустава. После этого внутрь сустава вводится противовоспалительный препарат. Затем я прописал пациентке озонотерапию — внутрисуставное введение озона, что позволяет хорошенько высушить сустав. Противовоспалительный эффект у озона очень высокий — во время процедуры мы раздуваем колено воздухом, и озон поступает во всем ткани, оказывая мощное противовоспалительное действие.
Учитывая возраст пациентки и артроз в анамнезе также требовалось параллельно улучшить биомеханику. В таких случаях обязательно ношение специальных стелек - почти у всех пациентов этой возрастной группы деформируется стопа со смещением оси нижней конечности, что ведет к перегрузке коленного сустава. А это ведет к еще большей нагрузке на мягкие ткани мениска и хрящи. Поэтому данной пациентке был необходим также ортопедический ортез.
Следующим обязательным этапом лечения стала стандартная физиотерапия, позволяющая снять отек тканей и воспаление. В этом случае мы имели дело с хроническим воспалением (больше трех месяцев) - оно коварно тем, что организм к нему привыкает, несмотря на периодические проявления. Физиотерапия в таких случаях полезна всем.
Ну а после после всего этого я назначил пациентке восстановительное лечение - курс инъекций стромально-васкулярной фракции с препаратами гилуароновой кислоты.
В преддверии дачного сезона хочу попросить всех внимательнее относиться к своему здоровью и не игнорировать тревожные звоночки организма. Например, если бы эта пациентка обратилась ко мне сразу, курс ее лечения и восстановления был бы значительно проще и короче.
Читайте следующий материал с советами доктора в среду 14 апреля. Если вы хотите задать вопрос доктору то мы ждем ваши письма на электронный адрес редакции info@mk.ru.