Утром в понедельник киевляне, у которых нет машин, массово поехали на работу на такси, потому что в метро, трамваи и маршрутки без пропусков не пускали. Их обещали сделать 400 тысяч штук, вот только распределить толком не успели. Мосты через Днепр стали в безнадежные пробки первыми, затем встал центр. Второй бастион, который не выдержал киевского локдауна, – цены на такси. «Мой сотрудник обычно ехал из дому на работу за 140 гривен, сейчас за 500!» – сообщил хозяин сети магазинов медицинской техники.
Мой привычный киевский маршрут на Шулявку обычно обходился в 130 гривен – в понедельник мне «по-божески» предложили проехать за 400. Фотографиями подобных расчетов маршрутов такси сейчас полны социальные сети.
Что происходит с обычными продавцами и кассирами продуктовых супермаркетов, у которых зарплата такие суммы просто не тянет? Люди с окраин и из пригородов часто остаются ночевать в дни карантина на работе, рядом с прилавками.
На станциях метро патрули полиции проверяют наличие пропусков и документов: без паспорта теперь выйти на улицу нельзя. Твой пропуск все время сверяют с удостоверением личности. Пропусков не нужно только всевозможным силовикам и работникам МЧС. Все остальные должны были провести переговоры с уполномоченным отделом киевской городской государственной администрации: свериться и подтвердить свое штатное расписание, обосновать количество пропусков для предприятия, утвердить маршруты движения сотрудников от работы домой – одним словом, невыполнимый бюрократический квест.
В воскресенье полиция пришла на овощной рынок возле нашего дома. «Попросили на несколько дней исчезнуть, а там видно будет», – спокойно прокомментировала происходящее знакомая торговка яблоками. К локдауну все были готовы, как к войне; торговцы мясопродуктами из Винницы обменялись с постоянными клиентами телефонами – договорились о заказах не ниже чем на 300 гривен и поставку домашней снеди по субботам, в законспирированном месте во дворах: машина приедет и в течение полутора часов раздаст упакованные заказы. Торговец контрабандным итальянским товаром создал канал в Вайбере, в остальном схема доставки продукта потребителю тоже отработана заранее. С овощами сложнее: они недорогие, выезды к организованным клиентам такой бизнес не тянет.
Городские власти запретили всем своим больницам и всем клиникам всеукраинского значения принимать плановых больных. Запрещено все, кроме предоставления медицинской помощи при беременности и родах, роженицам, новорожденным, пациентам с онкологическими и пульмонологическими заболеваниями. Чем это грозит, станет понятно позднее, когда пробьются истории пострадавших. Знакомые врачи описывают хаос в больницах. «Если имеешь возможность, добудь кислородный концентратор на дом!» – короткий комментарий доктора из «ковидной» Александровской больницы, где привилегированная палата – помещение на 8 человек. Но кислорода не хватает всем больным – и в общих палатах, и своим, и блатным, и случайным.
При этом в столице Украины все остальное работает штатно – и аэропорты, и железная дорога, которая сообщила, что не будет до особых распоряжений ограничивать посадку в поезда. Билеты продаются свободно, а пассажиров и так не хватает – вагоны плотно не заполняются. Всем немного страшно ездить...
Киев и область который день выдают всеукраинские рекорды по количеству заболевших, соперничая по этому показателю только с Харьковом, Днепром и Львовом. Украина же бьет рекорды по количеству умерших от осложнений COVID-19: их стабильно больше 400 каждые сутки.
Сколько продлится локдаун – никто пока не знает.