Во вторник, 30 марта, Путин провел заседание совета по международным отношениям. На нем он призвал Минпросвещения и региональные власти обратить внимание на ситуацию с обучением мигрантов. Президент отметил, что в некоторых европейских странах и в США, когда уровень учащихся мигрантов достигает определенного процента, местные жители предпочитают забирать своих детей из школ. Нельзя допустить, чтобы подобная ситуация происходила в России, особенно это актуально в отношении городов-миллионников, сказал президент.
«Сейчас нет готовых рецептов. Но совершенно очевидно, что количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде. Для них это будет на пользу, и соответственно не будет задевать наши семьи, не будет создавать проблем для образовательных учреждений», - подчеркнул Путин.
Однако учителя и родители говорят о том, что проблемы с обучением мигрантов в российских школах уже назрели. В учебных заведениях нет единых программ адаптации для ребят, плохо владеющих русским языком, из-за этого страдают как сами мигранты, так и их сверстники-россияне, а также педагоги.
- Ближайшая школа от нашего дома давно считается самой слабой в районе, - рассказывает Юлия, мама третьеклассника. – Мы приняли решение отдать туда сына из-за того, что у него наблюдались логопедические проблемы, и учебу с более сильными детьми в начальной школе он просто не потянул бы. Но проблемы начались и здесь. Количество детей мигрантов в учебном заведении растет каждый год, в нашем классе их уже почти половина. Дело в том, что часть ребят весьма плохо говорят по-русски, а никакой программы адаптации или курса языка для детей мигрантов в учебном заведении не предусмотрено.
В результате учитель разрывается между нашими детьми и этими ребятами, и проблемы с освоением программы возникают и у тех, и у других. Буквально половина учебного времени у педагога уходит на разъяснение детям иностранцев значения заданий, которые им нужно выполнить. На изложение материала времени уже не хватает. А нам приходится летом самостоятельно догонять программу. В сильных школах детей плохо говорящих по-русски нет, но и не все российские дети могут в них учиться.
По мнению учителя русского и литературы Татьяны Крысановой, несмотря на большое количество иностранных учащихся в России, у школ до сих пор нет адаптационных программ для детей мигрантов. Их просто определяют в класс с русскоговорящими детьми без всякой дополнительной подготовки. В результате часть детей просто не очень понимают, о чем идет речь на уроке.
-Конечно, с приезжими из стран, где говорят по-русски или русский язык является дополнительным, таких проблем практически не возникает, - объясняет педагог. - Чаще всего проблемы с языковым барьером наблюдаются у приезжих из Средней Азии, да и у некоторых детей с Северного Кавказа тоже. Дети мигрантов сами от этого сильно страдают, часто замыкаются в себе и боятся общаться с русскоязычными одноклассниками. У учителя также нет четкой методики, как действовать в такой ситуации: то ли заниматься проблемами иностранцев, то ли проходить программу в обычном темпе.
Когда педагог выбирает первый вариант, русскоговорящие дети не успевают пройти требуемый объем программы. Это, естественно, беспокоит родителей, и они задумываются о переводе своих детей в другую школу с меньшим количеством приезжих.
При школах необходимо создавать по крайней мере языковые курсы для детей, плохо говорящих по-русски. Сейчас адаптация таких ребят строится, по сути, на отдельных педагогах-энтузиастах. Но есть проблема и в том, что большинство наших педагогов не владеют методикой преподавания русского, как иностранного. Поэтому нередко учителям приходится просто пускать ситуацию на самотек и рисовать иностранцам тройки по большинству предметов.