«Пять причин, по которым стадный иммунитет к COVID, вероятно, невозможен» – так называется статья, опубликованная в журнале Nature, где идет речь о том, что быстрая и одновременная вакцинация всего населения планеты невозможна, иммунитет после перенесенного заболевания со временем ослабевает, при этом происходят появление и умножение новых штаммов, опасных даже для вакцинированных. Настораживает и поведение людей после прививки, которые пренебрегают средствами защиты, веря в свою неуязвимость. На самом деле нельзя исключить, что они станут разносчиками инфекции.
Вакцины чрезвычайно эффективны для предотвращения симптоматических заболеваний, но до сих пор не ясно, защищают ли они от распространения вируса. Это тоже создает проблему для коллективного иммунитета.
В статье приводится пример Израиля – лидера по количеству сделанных прививок. Уже в середине марта около 50% населения страны было полностью вакцинировано двумя дозами. «Теперь проблема в том, что молодые люди не хотят делать уколы», – говорит Двир Аран, специалист по биомедицинским данным из Техниона (Технологический институт в Хайфе). Местные власти привлекают их раздачей бесплатной пиццы и пива. А соседи Израиля – Ливан, Сирия, Иордания и Египет – еще не вакцинировали даже 1% своего населения…
По словам эксперта, при нынешнем уровне вакцинации Израиль приближается к теоретическому порогу коллективного иммунитета. Однако «вакцина не является пуленепробиваемой». Допустим, прививка предполагает 90%-ную защиту: «Если до вакцины вы контактировали не более чем с одним человеком, а теперь – с десятью, вы вернулись к исходной точке».
В большинстве стран приоритет при вакцинации отдается пожилым людям, которые подвергаются наибольшему риску смерти от COVID-19. В Соединенных Штатах, например, 24% людей моложе 18 лет. Какая ситуация с вакциной для детей? В настоящее время компании Pfizer – BioNTech и Moderna – проводят клинические испытания среди подростков, а вакцины Oxford – AstraZeneca и Sinovac Biotech – на детях в возрасте от трех лет. Но до результатов еще несколько месяцев.
«Мы участвуем в гонке с новыми штаммами», – говорит Сара Дель Валле, эпидемиолог из Национальной лаборатории Лос-Аламоса в Нью-Мексико. По ее словам, чем больше времени требуется, чтобы остановить передачу вируса, тем больше этих вариантов будет появляться и распространяться.
В долгосрочной перспективе пандемия, вероятно, станет эндемическим заболеванием, во многом похожим на грипп. Многие обратили внимание на то, что в пандемию сезонный грипп практически прошел стороной, хотя он, вероятно, не менее заразен, чем COVID-19. «Почти наверняка причина, по которой грипп не появился в этом году, заключается в том, что у нас обычно около 30% населения имеют иммунитет, потому что они были инфицированы в предыдущие годы, плюс вакцинация, покрывающая, возможно, еще 30%. Так что у вас, вероятно, 60% иммунитета или около того. Добавьте к этому ношение маски и социальное дистанцирование, и грипп просто не справится», – цитирует журнал Nature Сэмюэля Скарпино, ученого, изучающего инфекционные заболевания в Северо-Восточном университете в Бостоне, штат Массачусетс.
Читайте материал Коллективный иммунитет сектантов-амишей заинтересовал ученых