С понедельника, 29 марта, «красный» уровень эпидемической опасности по COVID-19 объявлен уже в 11 украинских регионах. Министерство здравоохранения добавило в суровый перечень пораженных коронавирусом областей Черниговскую.
Теперь эпидемиологическая карта Украины имеет очень пестрый вид. На юге единственная относительно благополучная «желтая» область - Херсонская, рядом с ней красное пятно - Одесская и Николаевская области, которые от двух других красных очагов отделяет широкий «оранжевый» пояс центральных и восточных областей. «Красные» зоны на западе - там, где Львов, Ужгород, Черновцы и Ивано-Франковск, и на севере - вокруг Киева, Житомира, Чернигова и Сум.
Чем отличаются «красные» от «оранжевых»? В «красных» нельзя работать торговым центрам, кафе, спортивным залам, кинотеатрам и другим объектам культуры, кроме отдельных историко-культурных заповедников. Однако Офис президента Украины пошел по пути децентрализации, то есть уровень ограничений теперь определяют местные власти. Ожидаемо, что в итоге никто из мэров не закрыл свои города и не ограничил движение общественного транспорта внутри: открыто киевское метро, аэропорты, в поездах нет драконовских ограничений прошлой весны, когда продавалось только каждое второе место.
Годичной давности жесткий карантин, равно как и жесткие европейские нормы ограничений, в украинских реалиях больше не повторяют - они очень вредят рейтингам.
Корреспондент «МК» на днях пересек всю страну на поезде - нужно сказать, что народу теперь по железной дороге ездит не так много, рядом на креслах чаще всего сидят только родственники, в вагонах больше не носят чай, в скоростных «Интерсити» еду продают только в буфете, где одновременно можно присутствовать только двум покупателям. Про «масочный режим» нечего и говорить - без закрытых лиц вас просто не обслуживают, нигде.
Что творится в регионах? На первый взгляд, хаос. «Мы сегодня получили с женой положительные тесты на коронавирус, она наглоталась таблеток и поехала в банк на работу. У них сейф открывать должны три сотрудника, а все болеют, после сокращений людей осталось впритык и незаменимые просто болеют за рабочим столом!» - рассказывает мне товарищ из Донецкой области. У него сеть хлебных киосков, и он точно знает, что в одном из них продавец упорно ходит на работу с признаками простуды - детей-то кормить надо.
«У нас в поселке бабки прямо на земле торгуют тапочками, лампочками, всякой дешёвой мелочью, - продолжает собеседник «МК». - Тут гляжу - разбежались! Оказывается, были похороны умершего от коронавируса. Их же в целлофановых мешках сейчас в гробы кладут, и бригада вокруг идет, одетая, как марсиане - родню близко не подпускают. Бабки такое дело углядели и разбежались с перепугу, но это ненадолго, точно вернутся!»
Все стараются продолжать работать, те, у кого есть накопления - вывозят детей на дачи. Практически по всей стране перед каникулами школы, начиная с пятого класса, ушли на дистанционное обучение. В Киеве жёсткий «красный» карантин предварительно объявлен на три недели, до 9 апреля, но родители и школьники предчувствуют, что первыми неделями апреля дело не ограничится.
Больницы переполнены, неожиданно в выигрыше оказались пригородные поселки со своими собственными амбулаториями. На местах людей немного, все друг друга знают, врачи даже на дому поддерживают своих постоянных кормильцев-пациентов, еще занимаются сердечниками, больными с диабетом и другими хроническими хворями.
Толпы людей в очередях в медицинские лаборатории - сейчас, скорее, норма. В командировке корреспондент «МК» попытался позвонить знакомой заведующей лабораторией, сделать «по блату» тест на антитела к COVID-19. Получил короткий и жесткий ответ: «В мою «братскую могилу» даже не лезь - побьют! Приезжай к семи, когда я вывожу лаборантку для забора крови у родственников сотрудников».
«Братской могилой» в лабораториях зовут плотную толпу в очереди на сдачу тестов на коронавирус. Украинские врачи и медсестры сейчас работают с крайней перегрузкой, им не до сантиментов.