Для начала приведем несколько строк из первой забракованной белорусской песни «Я научу тебя»:
«Я научу тебя плясать под дудочку,
Я научу тебя клевать на удочку,
Я научу тебя ходить по струночке,
Ты будешь всем доволен, рад всему».
Вот строчки из второй песни про зайчиков:
«Заяц по полю бежал, напевая песенку.
Весело качались кроны на ветру.
Настроение ок, никакого прессинга,
Замечтался и упал в лисью нору».
- Дмитрий, теперь уже все ваши песенки окончательно спеты...
- Почему спеты? Еду сейчас в студию, клипец запишем на последнюю песню про зайчиков.
- То что вас не допустят на «Евровидение», было предсказуемо?
- Мы не маленькие дети, приблизительно понимали, что решение было предсказуемо.
- Хотя у вас еще в запасе третья песня была, могли бы и ее предложить.
- Сроки подачи заявки закончились. Мы не успевали.
- Европейский вещательный союз озвучил конкретные претензии к песне про зайцев?
- Никакой конкретики. Ситуация точно такая же, как с первой песней. Нам заявили, что мы не подходим и все. Наши все песни ставят под сомнение неполитический характер конкурса. Ха-ха. Сомневаются они в нас очень сильно.
- В принципе, они правы.
- Ну конечно. Больше того скажу, что вторая песня была написана не просто так, не ради того, чтобы любой ценой попасть на "Евровидение". Это был ответ на первую претензию организаторов «Евровидения». Основную мысль мы завуалировали в форме басни. Да вообще дело тут не в песне. Не важно, какую композицию мы бы представили. Судя по всему, их не устраивает наша страна. Песня в данном случае роли не играет. Вот в чем дело.
- Я думаю, не страна не устраивает. Просто организаторы конкурса изучили вашу биографию, творчество, поняли, что вы в своих песнях высмеиваете оппозицию, протесты, вот и решили вам отказать.
- Да, высмеиваем, ну и что. У нас могут быть любые взгляды. Это все не имеет отношение к конкурсу. Если мы рассматриваем конкретно песню, текст, причем здесь какой-то бэкграунд. А первая песня «Я научу тебя» - это же практически про них. Одним словом, забоялись они, значит, нас.
- Помимо вас, в Белоруссии были другие кандидатуры на участие в конкурсе?
- Вроде проходила информация, что около пятидесяти коллективов подавали заявки. Но выбрали нас.
- Белтелерадиокомпания выбирала?
- Да.
- Вас наверное, теперь и Лукашенко слушает?
- Нам не докладывали, слушает он лично наши песни или нет. Но пару раз нас упомянул где-то. Наверное, знает нас.
- Ваша вторая песня про зайцев, кажется, написана на коленке. Остальные участники более профессионально подходят к конкурсу.
- Да мы все песни так пишем: час-полчаса - и привет. А че тянуть? Что-то изменилось бы тогда? Кстати мы уже написали новую песню - ответ на то, что нас не пустили на "Евровидение". В среду запишем и выпустим ее. Или вы говорите о том, что наша песня для европейского конкурса сыровата?
- Скорее, об этом.
- Если бы нас пропустили, мы бы до мая добили песню. А если нет, то и такая отлично подойдет. Обозначились - и все.
- Вы вообще смотрите "Евровидение"?
- Да не особо. От случая к случаю что-то смотрел. Но так, чтобы высматривать всех участников от А до Я - конечно, нет. Нам этот конкурс не так интересен.
- Что скажете про нашу участницу, Манижу?
- Вы от меня оценки хотите? Я лучше ей привет передам, пусть занимает высокое место, да и все. Удачи ей пожелайте от нас.
- Давайте поговорим о ситуации в Белоруссии. Как у вас там обстановка?
- Тишина и покой у нас. Все войны в Фейсбуке, на улицах все хорошо.
- А мне рассказывали, что страшно ходить по улицам.
- Почему?
- Говорят, больше двух нельзя собираться, силовики большие компании воспринимают за митингующих, можно угодить в автозак. Люди ходят и оглядываются.
- Что за глупости? Я же хожу по улицам, меня никто не забирает. А потом если в любой другой стране люди поперлись на митинг без каких-либо опознавательных знаков, их что, не заберут? В Голландии, в Германии? Везде заберут. Что значит, страшно ходить по улицам? Не бойтесь, ходите, все нормально.
- То есть если я приеду в Минск, пойду гулять, мне не за что беспокоиться?
- Совершенно.
- А если начну фотографировать? По слухам, это тоже запрещено.
- Я не знаю, что вы хотите сфотографировать.
- Например, автозак или военную технику.
- Если вы пришли в то место, где стоят автозаки, у вас будет аккредитация, чтобы там находиться, то все ок.
- Если как турист, мимо проходила.
- Если как турист, тогда у вас есть все шансы сфотографировать автозак изнутри. По-моему это обычная практика для всех стран.
- Туристов вряд ли во всех странах забирают.
- Можно кричать, что я турист и стоять рядом с митингующими. Или взять в руки бкб-флаг и кричать, что я турист. И докажите, что это не так.
- Вас на улице узнают?
- Да, конечно. Подходят, фотографируются даже.
- Что-то плохое слышите в свой адрес?
- Практически нет. Мы уже полгода пишем песни, и поначалу все выясняли - как же так, как вы могли людей обидеть, народ перемен хочет, а вы над ними смеетесь. Но эти настроения прошли. Все потихонечку встало на свои места. Мы уже спокойно живем.
- Думаете, больше никто не хочет перемен?
- Я по профессии лингвист. Слово «перемен» должно нести за собой какой-то смысл. Вот что люди хотят поменять? Сделать платную систему здравоохранения вместо бесплатной, таких хотят перемен? Думаю, нет. Или переориентировать Беларусь на Европу? Если для них это – перемены, я так не хочу.
- Люди хотят честные выборы.
- Честные выборы? Я вас умоляю. Покажите мне страну, где есть честные выборы, тогда можем о чем-то говорить. Опять же, что значит честные? В Америке честные выборы? Смех один. Лично я понимаю ситуацию так: одна группировка хочет прийти к власти и отобрать бразды правления у другой. В таком случае будьте готовы к серьезным столкновениям. Если хотите, чтобы народ за вами пошел, так сделайте для народа программу.
Ленин вон увлек же народ за собой, смог, а наша оппозиция послабее оказалась. Хочешь революцию, становись вторым Лениным. А лучше предложи народу что-то кардинальное, чтобы люди сказали, ну да, старик, точно. А они тут за честные выборы. Кто-то всерьез уверен, что оппозиция придет к власти и организует честные выборы? Ха-ха-ха. Навальнизм в белорусском виде. Но главное, вся оппозиция уехала из Беларуси, а народ под молотки подставили. Ужас, если честно. Натуральный цирк. Пока не впечатляет.
- Вам надо было на "Евровидение"? Вам в политику надо идти...
- Да я особо и не рвался на Евровидение. Просто предложили, вот я решил посмотреть, что у них да как.
- Все-таки вам предложили, не от вас лично исходила инициатива?
- Ну мы сами подали заявку наобум. Там все просто: зашел на сайт, нажал три кнопки и готово. Прошло время, мы забыли уже думать про заявку, как раздался звонок, сообщили, что мы прошли отбор. Я ведь не поверил сначала, думал, разыграли меня.
- Если честно, огорчились, что не поедете?
- Я больше скажу, сейчас облегчение испытал, а то столько возни вокруг этого было. Не то чтобы я расстроился... Все нормально, ровненько мы восприняли.
- Зато теперь вы прославились на всю Белоруссию.
- Это точно. Единственное, о чем можно сожалеть, если бы поехали, возможно, появились бы какие-то составляющие, ситуация как-то изменилась бы для нас. Но в целом, то, что не поехали - мелочи жизни.