«Нужно снизить нештрафуемый скоростной порог до 10 км/ч», — заявил в Telegram-канале столичный Дептранс.
«Решение правильное, — поддерживают чиновников независимые эксперты. — Но одной лишь этой мерой должного результата не добиться. В России категорически неверен общий подход к скоростному режиму дорог».
— В 2013 году нештрафуемый порог плюс 20 км/ч вводился для компенсации не совсем корректного режима на ряде трасс. Многие дороги запроектированы под высокую техническую категорию, предполагающую езду со скоростями 80–100 км/ч, но по факту движение на них было разрешено со скоростью 60 км/ч. Чтобы можно было без штрафов ехать хотя бы 79 км/ч, и была введена эта мера, — напоминает член Общественного совета при министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков. (К слову, дама на MINI Cooper протаранила остановку на скорости 73 км/ч.)
В качестве оперативной меры такое решение было оправданно, но правильный путь иной, продолжает эксперт. Нужно не компенсировать несовершенство нештрафуемым порогом, а делать адекватный скоростной режим на всех улицах в соответствии с их технической категорией и условиями движения.
Очевидно, что для трасс с разделительным ограждением, без нерегулируемых пешеходных переходов и левых поворотов, с хорошим освещением, прямыми участками, шириной больше двух полос в каждую сторону нужно повышать разрешенную скорость до 80 км/ч, а вне населенных пунктов — до 90–100 км/ч. С другой стороны, в узких переулках, где есть нерегулируемые левые повороты и пешеходные переходы, тротуары с припаркованным транспортом, даже 60 километров в час много. На таких улицах скорость нужно снижать, тем более что подавляющее большинство водителей и так ездят на таких участках медленнее разрешенного — условия не позволяют.
Правильный путь — аудит скоростного режима всеми владельцами дорог в России, выработка на федеральном уровне единых критериев, методических рекомендаций и создание продуманного скоростного каркаса, отвечающего условиям движения. По такому пути давно пошли страны с развитой автомобилизацией.
Все владельцы дорог анализируют и ранжируют их по технической категории, безопасности и условиям движения, проверяют и указывают текущий скоростной режим. Все скоростные режимы сверяются с единой методикой и в зависимости от реальных условий либо повышаются, либо снижаются, либо остаются без изменений. В итоге получится сводная карта дорог с логичным и обоснованным скоростным режимом.
Инициировать аудит скоростного движения ГИБДД могла бы и сейчас, не нужно принимать специальных законов. В масштабах страны это можно провести за 2–3 года, а затем создать скоростной каркас.
— Нужны проработанные технические рекомендации, где будет написано подробно и понятно, с примерами и иллюстрациями, в каких случаях какая скорость допустима. Например, для такого-то участка обязательно разделительное ограждение в центре и с краю, никаких переходов по «зебре» — допустимая скорость 110 км/ч. А вот для этого участка, проходящего по жилой местности с нерегулируемым перекрестком, необходим скоростной режим не выше 60 км/ч, — говорит Андрей Мухортиков.
Скоростной режим 70 километров в час у нас почти не применяется. А ведь именно этот режим (при условии снижения нештрафуемого порога до плюс 10 км/ч) хорошо подойдет для проспектов — дорог со светофорами, шириной по 3 полосы в каждую сторону, без нерегулируемых пешеходных переходов и без нерегулируемых левых поворотов.
Для небольших улиц шириной 2–4 полосы наш эксперт считает приемлемой скорость 50 километров в час, особенно в местах, где ходят пешеходы. «Статистика показывает, что при столкновении пешехода с машиной, которая двигается на скорости 50 километров в час, смертность меньше в полтора раза, чем при скорости в 60 км/час. Казалось бы, разница в скорости небольшая, но из-за реакции водителя и длины тормозного пути травматизм на 60 км/ч резко вырастает», — поясняет Андрей Мухортиков. В узких переулках центров городов, где много пешеходов и плохой обзор, адекватная скорость — 30 километров в час.
— Но что делать с лихачами, которые то и дело влетают в остановки или в пешеходов на тротуаре?
— Зависит от того, где находится остановка. Если на скоростной магистрали за городом остановку надо убирать в карман, полностью обособленный и отгороженный от трассы, — отвечает специалист. — Если говорить про города, подобное условие невыполнимо. Я бы шел по пути точечного контроля за нарушителями. Есть водители, которые нарушают Правила дорожного движения постоянно. Их, к счастью, немного, доли процента, но если уж они нарушают, то делают это по максимуму: пролетают на красный, превышают скорость не на 25–30, а на 60–80 километров в час, не оплачивают штрафы на сотни тысяч и даже миллионы рублей...
Передвижение таких водителей должно быть в зоне особого внимания ГИБДД. Нарушителей нужно «пасти», незамедлительно останавливать в случае нарушений. В конце концов, привлекать судебных приставов: если сумма неоплаченных штрафов тянет на сотни тысяч рублей, автомобиль можно арестовать.
Если наладить систему особого контроля за особо злостными нарушителями, большинство из них или поменяет свое поведение, или сядет в тюрьму. Сейчас, к сожалению, такой системы нет.