МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Подземные ходы, секретные бункеры: глава СВР Нарышкин представляет труд о Севастополе

Выходит первое фундаментальное научное издание по истории города

Глава СВР, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин презентует 18 марта 2021 года первое фундаментальное научное исследование по истории Севастополя. Никогда еще тайны Севастополя не предавались такой огласке.

Подземные ходы, секретные бункеры, могильники… Ученые исследовали все возможные источники — от письменных до вполне материальных, таких как гробницы.

О том, что обнаружили историки, «МК» рассказала член Совета Федерации, председатель совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина АЛТАБАЕВА.

Фото: pixabay.com

— Екатерина Борисовна, труд нескольких десятков историков дал новые ответы на старый вопрос — чем же уникален Севастополь?

— Он доказал, что севастопольская земля совершенно особенная. Это межцивилизационное пространство, где встречались самые разные народы, этносы, цивилизации.

— А если конкретнее — наследие скольких народов и цивилизации в общей сложности хранит Севастополь?

— Десятков! Крым, в частности юго-западная часть, — это этнический котел, он все время кипел, здесь смешивались разные народы и рождались новые этносы. Здесь истоки и христианства, и православия. Здесь же в IV–III веках до н.э. развивался и иудаизм, ведь в греческих колониях в Крыму и в Херсонесе жили евреи. Крымский полуостров являлся частью Золотой Орды, поэтому есть и наследие мусульманской религии. В Средневековье был и католицизм.

В VI веке до н.э. пришла греческая цивилизация. Появились там скифские племена. Затем скифов вытеснили из степи сарматы, за собой они привели аланов. На юго-западе Крыма после античной Греции — римляне, потом Византия, а что касается северо-востока, то там появились хазары и другие кочевники. И родился новый народ — крымские татары, для них Крым — это их родина, и другой у крымских татар нет. Кроме того, здесь родились крымчаки — у них тоже другой родины нет. Крымчаки, к слову, есть только в Крыму. Сейчас это малочисленный народ (всего несколько сотен человек).

— Ровно сто лет назад была перепись населения, что она показала? 

— Что русские в Севастополе составляли 75% населения. Но всего национальностей было 47: евреи — более 7% населения, греки — более 2%, поляки — 2%, украинцы — почти 2%, караимы — 1,7%, армяне, татары и так далее. И в оставшиеся проценты входили и немцы, и цыгане, и турки, и латыши, литовцы, эстонцы, белорусы, болгары, сербы, черногорцы, албанцы, молдаване, румыны, персы, сирийцы, французы, англичане, итальянцы, венгры, чехи, финны, голландцы, шведы, датчане, норвежцы, испанцы, и даже были китайцы и американцы.

Севастополь всегда был русским городом, поэтому здесь так болезненно воспринимали насилие со стороны Украины по отношению к местному населению. Это было именно насилие, попытки жесткой ассимиляции.

Фото: pixabay.com

— Вернемся в древность. Севастополь (как Херсонес) упоминается в античных текстах. Историки пришли к выводу — почему такое внимание ему уделялось?

— Будучи одной из самых крупных греческих колоний, Херсонес считался очень развитым. В периоды своего расцвета привлекал возможностью получить какое-то особенное, хорошее образование. Показательно писал Страбон: «Многие цари посылали детей своих в этот город ради воспитания духа, риторы, и мудрецы всегда были в нем почетными гостями».

— Верно ли, что в Севастополе раньше других появилась демократия — была перенесена из Гераклеи в IV веке до н.э.?

— Не в Севастополе, в Херсонесе вы имеете в виду. Да, она была. Греческая демократия — это совершенно уникальное явление. Хиротония — голосование рукой или камешками, т.е. выражение народного мнения, которое и было фактом принятия решения, — это то, что нашей современной цивилизации подарила греческая.

Но, с другой стороны, конечно, греческая демократия некоторые изъяны имела: женщины не имели права голоса, рабы, безусловно, не имели права голоса. Поэтому когда собиралось народное собрание, то это были мужчины, которые владели землей.

Но отражением настроения, менталитета жителей Херсонеса является уникальный эпиграфический памятник, присяга граждан Херсонеса. В ней говорится: «Клянусь Зевсом, Землею, Солнцем, Девою и богами, и героями нашими: я буду един со всеми в заботе о свободе и благоденствии города и граждан и не предам ни Херсонеса, ни укреплений, ни окрестностей его, ни Эллину, ни варвару». То есть эти гражданские, совершенно особые идеалы здесь формировались с древности. Конечно, впоследствии был средневековый Херсонес, Корсунь — это уже совсем не примеры демократической республики. Но тем не менее такие традиции здесь были.

— Удивили ли последние археологические исследования?

— После воссоединения с Россией в городе стали очень активно вестись реконструкция, ремонт, строительство, и, естественно, открываются культурные слои. Отсюда неожиданные находки. Например, на одной из центральных площадей, которая носит имя Михаила Петровича Лазарева, археологи из Херсонесского музея обнаружили эллинистическую керамику, стеклянные кубики смальты, относящиеся к византийскому периоду.

Или вот в процессе земляных работ по реконструкции одной из первых в городе улиц — Большой Морской — был раскопан бункер времен Великой Отечественной войны. Вероятно, он сооружен из бронебашни, снятой с флагмана довоенного Черноморского флота — крейсера «Червона Украiна», который был затоплен фашистами в ноябре 1941 года. Очевидно, что это был командный пункт. В бункер подведены электричество, связь, от него идут подземные ходы.

Подземные ходы — это вообще отдельная история. В силу разных причин их в Севастополе достаточно много. Они использовались как во время Великой Отечественной войны в качестве бомбоубежища, так и уже после 1945 года.

На площади Ушакова были найдены братские захоронения времен Великой Отечественной войны, но не обороны, а освобождения — 1944 года. Останки бойцов из этой братской могилы, естественно, были подняты и перезахоронены.

При строительстве трассы «Таврида» обнаружена стоянка древних людей. Так вот, обнаруженные остатки материальной культуры, прежде всего орудия труда из кремния, были изготовлены 50 000 лет тому назад, то есть в период среднего палеолита. Это первая находка стоянки неандертальцев.

— А как же древние могильники? За столько веков на этой земле не могло не остаться старинных захоронений.

— Их много! В 2020 году было найдено уникальное захоронение «Киль-Дере», относящееся к римскому периоду — II–IV векам н.э.: около 200 погребений и могильников, почти все с каменными изваяниями и надгробиями. Это первая подобная находка с таким количеством каменных изваяний, потому что они ставились только в том случае, если тот, кто захоронен, был человеком достаточно заметным в обществе.

Бронзовая записная книжка, найденная во время раскопок.

— Многие исторические личности бывали в Севастополе. Как их встречали?

— Я сама иногда удивляюсь: если есть какая-то яркая личность в истории Российского государства, то почти каждая из них связана с Севастополем. И политики, и военные, и представители культурного сообщества: художники, музыканты, поэты, прозаики.

Если говорить о государях-императорах, то начиная с Екатерины II были все, кроме Павла I. Все они, приезжая в Севастополь, вносили свою лепту в развитие города.

Приезд Екатерины II был очень интересен. Она совершила поездку в Новороссию в 1787 году, всего спустя 4 года после основания Севастополя. Крым только присоединен, и ей надо посмотреть, что это за край. В этот вояж она пригласила и австрийского императора Иосифа II, польского короля, послов иностранных государств Англии, Франции. И, конечно, всех потрясло то, что было сделано всего лишь за несколько лет после присоединения Новороссии, как был отстроен центр Севастополя, в каком состоянии был Черноморский флот: в бухте были корабли, которые могли за сутки-полтора дойти до Константинополя. Сам приезд в Севастополь 22 мая был очень примечателен. На Инкерманских высотах гостей принимали с особыми почестями: был торжественный обед в новом построенном павильоне, делегация любовалась красотой морской глади. Флот артиллерийским салютом приветствовал Екатерину и ее спутников. В ее честь были и показательные выступления кораблей Черноморского флота. Тогда уже была часовня святителя Николая — одно из первых четырех зданий города, и Екатерина отстояла тут обедню. Потом отбыла в Байдарскую долину. На подъезде к Балаклаве ее встречал импровизированный красочный отряд амазонок — жены и дочери местных греков-переселенцев — греки-арнауты. Посещение Крыма произвело на Екатерину большое впечатление. После поездки она говорила: «Крым — это жемчужина в моей короне».

В память о поездке была отлита медаль «Путь на пользу». Для Екатерины было совершенно очевидно, что Севастополь — это уже город, который является не просто городом, а это база Черноморского флота. У нас вообще сначала идет флот — он был заложен по старому стилю 2 мая 1783 года, а уже через месяц, 3 июня, — основаны первые четыре строения Севастополя. Черноморский флот и город неразрывно связаны, это две половинки одного целого. Поэтому Севастополь всегда был и будет городом русских моряков.

Павел Иванович Сумароков описывает Севастополь в самом начале XIX века, т.е. с момента основания города прошло чуть меньше двух десятилетий: «Странно и притом утешительно видеть среди мусульманской страны (имея в виду весь Крым) город вполне европейского вкуса. В обитателях — одних россиян, и слышать песни своих соотечественников, и душою переноситься в любезное мне Отечество». Таким красивым европейским городом Севастополь стал при Михаиле Петровиче Лазареве. Лазаревская эпоха — это период с 1834 по 1851 год, даже до обороны Севастополя в 1854 году. А английский офицер в 1855 году писал домой: «Ум не может нарисовать себе что-либо равное по красоте тому, чем был этот город. Мне кажется, это место, где любой хотел бы жить и умереть». Хотя, конечно, того красивого города лазаревской эпохи уже не было, но тем не менее он производил все равно сильное впечатление, даже его развалины.

— Севастополь — действительно единственный город в мировой истории, в связи с оборонами которого было учреждено несколько государственных наград?

— Да, это правда. В «украинское» время критики любили говорить: «Что же это за город-герой, если он был дважды сдан». Но дело в том, что это была не только кровавая война, но духовная борьба. Люди, которые были здесь на бастионах в 1854–1855 годах и которые оборонялись в 1941–1942 годах, становились буквально через несколько недель севастопольцами. Они не могли помыслить, чтобы отдать эту землю врагу.

Есть много замечательных высказываний по поводу этого удивительного героизма. О первой обороне говорил в своей проповеди, обращенной к защитникам и жителям Севастополя летом 1855 года, архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Несмотря на все риски, он приезжал в осажденный город, проповедовал, окормлял свою паству. Архиепископу принадлежат такие слова: «Впредь, поучая паству свою, мне не надо искать далеко примеров добродетели, я скажу ей: «Иди в град сей и поучись у первого встречного из братьев твоих — защитников веры и мест, откуда впервые разлилось православие на родину нашу: пади там ниц, место бо сие свято есть».

Севастополь. 1898. Фото: ru.wikipedia.org

СПРАВКА "МК"

Город основан в 1783 году. В результате Крымской войны Севастополь был разрушен и по распоряжению морского министра отнесен к портам 2-го разряда. Население тогда составляло всего 2000 человек (к сведению, накануне обороны насчитывалось уже 50 000 человек!).

После Гражданской войны здесь была Крымская автономия. Но Севастополь, поскольку здесь вновь возрождался Черноморский флот, стал закрытым городом: чтобы приехать сюда даже русским, советским писателям, таким как Леонид Соболев, нужно было получить специальное разрешение. После Великой Отечественной войны Севастополь Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр и отнесен к категории городов республиканского подчинения.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах