О том, что спешно принятые поправки к Закону «Об образовании» посвящены просветительской деятельности, говорилось лишь поначалу, но быстро забылось. «Это – серьезный законопроект о предотвращении вмешательства во внутренние дела России, – раскрыл истинное предназначение документа при третьем чтении Вячеслав Никонов. – И он – лишь первый из большого пакета!»
Как и следует ожидать от «серьезных» документов такого рода, новый закон направлен не столько на приобщение народа к знаниям вообще, сколько к ограждению его от знаний ненужных и вредных, ибо просветительская деятельность, как подчеркнул депутат, «часто используется нашими западными заклятыми друзьями для подготовки боевиков или учит, как бороться с полицией на массовых мероприятиях». Теперь всему этому пришел конец. Главным просветителем в нашей стране становится государство. А уж с ним-то не забалуешь!
Правда, доступ россиян ко Всемирной паутине, по крайней мере пока, закон не перекрывает, а значит, виртуальные рычаги воздействия на неокрепшие умы россиян из-за бугра сохранятся. Но все очные образовательные контакты с заграницей отныне подлежат жесткому контролю государства, ведь закон «позволит наконец привести в порядок все международные договоры, заключенные за последние десятилетия, участниками которых с той стороны зачастую являлись организации-пустышки, а то и структуры спецслужб, проводившие разведывательную деятельность и насаждавшие свою идеологическую линию», – уточнил Никонов.
– А если кто-то будет выступать против, у меня вопрос: на кого вы работаете? – привел он последний – неотразимый – довод в пользу принятия закона.
– Мы работаем на российский народ! – не испугался ловкого хода Никонова один из кандидатов во враги народа как оппонент закона о просветительской деятельности в его нынешнем виде, депутат Максим Зайцев.
А народу, предупредил депутат, этот закон тоже не нравится:
– В части борьбы с разжиганием розни в обществе он дублирует уже имеющееся законодательство, а потому бесполезен. При этом молодежи необходимы площадки, где сталкиваются разные мнения. Но закон вместо этого направлен против блогеров, волонтеров, популяризаторов и частных учителей; и многие форумы из-за него будут закрыты. Да будь такой закон принят раньше, мы не увидели бы ни Ломоносова, ни Шувалова, ни Менделеева! У него одна цель: взять свободу слова под контроль государственно-бюрократической машины! И это вызывает возражения общества.
Сознался, на кого работает, и другой оппонент закона – первый зампред думского Комитета по образованию и науке Олег Смолин: оказалось, что на будущее нашей страны. А вот закон это самое будущее буквально рубит на корню:
– Россия после всех образовательных реформ последних десятилетий как никогда остро нуждается в просвещении, тогда как в этом законе о просветительской деятельности об этом нет ни слова. Хуже того, авторы законопроекта явно исходят из того, что просвещение – зло, а потому на каждый просветительский шаг нужно испрашивать разрешения начальства. Не удивительно, что интеллигенция, будь то академики РАН, музейщики или представители НКО, против принятия такого закона, а под петициями протеста собрано более 270 тыс. подписей. Есть и другой довод против. Сегодняшние противники России как никогда пытаются ее изолировать. А закон им в этом активно помогает!
Напугать конституционное большинство Госдумы изоляцией Смолину не удалось: видимо, вспомнив «Нехай клевещут!» из старого советского анекдота, оно поддержало законопроект 308 голосами против 95. Последние тем самым, надо думать, положили начало думскому списку «работающих на неизвестно кого» – все интересующиеся легко могут с ним ознакомиться. Что же касается интеллигенции, то она от происходящего и в самом деле в шоке:
– Такой закон является не чем иным, как преступлением перед российским образованием! Фактически он вводит цензуру, тотальный контроль государства над всем образовательным процессом, ведь просвещение неотделимо от образования. А это четкий признак тоталитарного режима, который стремится контролировать в обществе всё, – заявила нам профессор Свободного университета, доктор юридических наук Елена Лукьянова.