По всей стране в эти выходные прощались с зимой и всеми ужасами прошлого года, но, пожалуй, самая эффектная и концептуальная Масленица состоялась в Никола-Ленивце. Вокруг главного арт-объекта — замка Ковида-Людоеда — развернулись веселые гуляния с блинами и народными забавами. Тысячи людей со всей страны, забыв о проблемах, играли в перетягивание каната, бились мягкими подушками на бревне, прыгали в сено с деревянных башен, плели венки и куколок из сухой травы — каких только развлечений тут не было. Но Масленица в Никола-Ленивце — не просто народный ритуал, это перформанс в режиме реального времени. Манифест современного искусства, которое не нуждается в материальной музеефикации, а сжигается, исчезает из физического мира и переходит в цифровую форму, оставаясь только на фото-видео свидетелей действа. В этом смысле те масленичные акции, которые Николай Полисский каждый год совершает в русских полях, перекликаются с волной интереса к цифровому искусству: на днях NFT-картина художника Beeple ушла с молотка за $69,3 миллиона. Об этом событии говорят как о новой эпохе, когда искусство освобождается от материального формата. Пока Европа только приходит к этой идее, а русский ленд-арт-художник Полисский годами практикуется в осмысленном уничтожении искусства.
Никола-Ленивец вообще живет по своим законам. Здесь нет Интернета и сотовой связи. Здесь — абсолютный отрыв от цивилизации и любого онлайна. Здесь время течет иначе: очередь за шаурмой и блинами — час, в общественный туалет — 35 минут, пешком по заснеженным полям до ближайшего постоянного арт-объекта («Ротонды» Александра Бродского) — час. На Масленицу тут свои ритуалы, связанные с народными традициями, преобразованными в современные арт-практики.
Перво-наперво нужно написать на бумажке все плохое, от чего хочешь избавиться, обмотать записку сеном или поместить в самодельную куколку-Масленицу и спрятать ее в замок Ковида-Людоеда. Потом обязательно водить хоровод. Причем не по кругу, как обычно принято. Маршрут народной цепочки проходит петлей, замкнутой на себе, как лента Мебиуса, сквозь замок. А по дороге через 15 ворот кудесники в средневековых нарядах хлещут тебя березовыми вениками, приговаривая очищающие от всех болезней заклинания. Держась за руки, люди оказываются сначала то в одной, то в другой башне замка, откуда открывается фантастический медитативный вид на небо. В центральной же крепости купается в горячей ванне Пахом — его символический ритуал омовения под названием «Великое лежание» должен прогнать вирус из мира. Проносясь мимо художника с розовым ирокезом, погружаешься в некое коллективное бессознательное, и кажется, правда, все зло мира стирается само собой...
Над замком, увенчанным остроугольными башнями, напоминающими «иглы» коронавируса, жужжат 25 коптеров, словно стая комаров. Люди поют песни, весело кричат, танцуют, каждый делает по сотне селфи. Быть может, это новая форма измерения художественной ценности, которую можно рассчитать в объеме народной оцифровки произведения искусства?
Вокруг разносится музыка бурлящей воды — это в замке купается Пахом. Когда солнце начинает садиться, художник в мантии до пола выходит на свет божий, обходит кругом арт-объект, время от времени пропевая в микрофон человеческие звуки, а тем временем кудесники зажигают факелы… И вот уже замок в огне. Два месяца его строили 15 мастеров из артели Николая Полисского. Возвели без единого гвоздя 24-метровую махину, чтобы уничтожить ее за считаные минуты. Смотреть на замок, охваченный огнем, особый ритуал: форма арт-объекта меняется по мере сгорания. Его готический силуэт, устремленный ввысь, превращается в пламенеющего дракона с гребнем на спине и вскоре вовсе исчезает, превращаясь в пепел… «Мы прожили год в ужасе страшного Ковида-Людоеда, а теперь построили здесь его замок и сожгли. Вакцинировали весь мир! Теперь болезнь пойдет на спад!» — уверен создатель замка. И такая художественная вакцинация оказалась по душе всем присутствующим. Весна приняла жертву — зло теперь должно отступить.