Ровно год он был в ссылке, на отшибе, на Ютюбе. Его выгнали за тот самый ролик про 5G, про чипирование, где он неосторожно упомянул некоторых высших российских чиновников, якобы причастных к данной мировой провокации под чутким руководством товарища Билла Гейтса. Начальники начальников обиделись на нашего Никиту Сергеевича и выбросили его с госканала, из сердца вон. Только шутка это, господа: милые бранятся — только тешатся.
Михалков и на Ютюбе не пропал, талантливый человек талантлив во всем. Стал популярным блогером, собирал миллионы просмотров. Но параллельно все-таки очень хотел вернуться в родные пенаты. Ну да, там как-то спокойнее, там дом, там родина.
И вот вернулся, заслужил. Почти во всех своих программах он так лихо боролся с либеральной оппозицией, так грубо, зримо защищал своего патрона, лучшего друга, президента РФ. Не щадя живота своего. И вот последняя капля: после всех этих несчастных шествий-митингов из-за Навального он, Михалков, героически, невзирая на лица, высветил гонорары артистов, которые высказались как-то не очень лояльно по отношению к власти. Прямо-таки назвал битым словом, чистой цифрой их доходы — и был таков. А мораль сей басни такова: ты получаешь такие деньжищи, гад, так не вякай против родного государства, которое тебе эти деньжищи обеспечивает в самом прямом смысле. Тут Михалков — живой пример, вот он не вякает, точно. Ну разве что один раз бес попутал, бывает, даже у «Бесогона».
Да, этот гениальный, великий когда-то режиссер, замечательный артист сейчас превратился в банального пропагандиста — и так бывает. Власть оценила данное поведение товарища Михалкова и выдала ему медальку на грудь в виде возвращения на круги своя, амнистировала полностью. Конечно, он наш, он свой, такой не подведет. Нигде и никогда. Таким мы будем гордиться долго.
Горбачев в стиле рок
Фильм о Горбачеве к его 90-летию был сделан в стиле джаз. Там, на втором плане, все время ударник бьет в барабаны. Но джаз — это слишком легко, я бы сделал в стиле рок. Тяжелый рок, русский рок — это и есть Михаил Сергеевич Горбачев.
Автор этого кино Сергей Медведев, тот самый, который во время путча получил добро от своего начальства, выехал к Белому дому и сделал оттуда репортаж. Это переломило ситуацию, люди поняли, что не все потеряно, что у ГКЧП дрожат руки, и пошли туда, на баррикады. И выиграли. А потом оказалось, что проиграли.
Время Горбачева на ТВ — лучшее время, самое свободное. Так, появляется «Взгляд», «До и после полуночи», «Музыкальный ринг», «Общественное мнение», Невзоров со своими «600 секундами»… Лихое время, смелое, рискованное — такое не забывается. Потом оказалось, что эта гласность, эта пресса и это телевидение вдруг доконали Советский Союз окончательно и бесповоротно. Он, Советский Союз, не выдержал такой свободы, рухнул. А те герои вчерашних дней, кумиры поколения — иных уж нет… Кто остался, выжил в катаклизме, неплохо вписались в нынешний расклад, в ситуацию — где-то около самой власти, рядом. Теперь дуют на воду, не высовываются, замаливают грехи. И все имеют что нужно, необходимо.
Но те годы, что ни говори, лучшее… нет, самое лучшее из всего, что было. Проверено на себе. Прямо-таки физически помню, как будто из-под земли прорастала вся эта свобода, напрочь забивая тот стоячий воздух, застойный запах. Как снимали с полок прекрасные фильмы, на которые мы стремились в самые отдаленные московские кинотеатры, как уходила цензура, а мы читали, читали когда-то запрещенное и упивались этим. Как поднимался тот самый русский рок, и тот Цой, и «Алиса», и Юра Шевчук, и Б.Г., конечно. Как мы спорили прямо на улицах у стендов свободных газет, как ходили на все эти митинги в поддержку того самого кумира, Бориса Николаевича (и зачем мы его себе сотворили?). Как смотрели съезд с открытым ртом, не отрываясь, — а там Сахаров, Собчак, Юрий Афанасьев, Попов Гавриил Харитонович… И ходили как ненормальные, прислонив приемник к уху, боясь пропустить хоть одно слово… Да, было время, было… Все закончилось у Белого дома 21 августа: счастье, эйфория, братство, снос того самого Дзержинского.
Потом оказалось — мы ничего не поняли, нас обманули. Или мы сами обманываться рады? Оказалось, что Горбачев, которому я всегда буду благодарен за тот глоток, прекрасный миг свободы, просрал страну. Вместе с нами, конечно, — а что же, опять все сваливать на одного человека? Мы проиграли, продули, прошляпили свою страну. А Горбачев… Он так ничего и не понял. Не понял прежде всего свой народ, наверное, думал о нем лучше, чем он есть на самом деле. Он оказался плохим, слабым, никчемным правителем, который дал нам свободу. Свободу, что в России не ценили никогда. Но эта свобода осталась в нас — тех, кто еще чувствует и понимает. И вот за это мы ему будем всегда благодарны.
Памяти Мастера
Юрию Розанову было всего 59, три месяца не дожил до юбилея. Два года он боролся, но… Кто-то скажет, что это судьба.
Это был счастливый человек, он получал от жизни удовольствие. И давал это удовольствие нам, зрителям, болельщикам. Он пришел на ТВ из фанатской среды, у него было около сотни выездов за ЦСКА. Конкурс, который он, конечно, выиграл. И НТВ+. И «Матч ТВ».
Он был самым старшим из всех своих коллег, они его звали Дяденькой. Любя, конечно. Он был такой уютный, добродушный человек.
Но какой комментатор! Сейчас я подряд сидел и смотрел все те матчи, которые показал «Матч. Премьер». И не важно было, какой счет и кто как сыграл, а просто рядом был классный собеседник: умный, ироничный, все понимающий, а главное, понимающий ту самую Игру, которая и есть наша жизнь.
Вот это и есть Розанов. В Новый год я всегда смотрел молодежный чемпионат мира по хоккею, который просто не мог идти без Юры. Футбол, хоккей, просто игра — он так это чувствовал… как никто…
Он очень хотел вернуться. И дважды, уже очень больной, он сначала с Александром Елагиным, потом с Константином Геничем опять комментировал любимый футбол; и слышно, чувствовалось, как коллеги нежно к нему относились, как по-братски.
Юра, как же нам вас будет не хватать!