Британский таблоид
https://www.thesun.co.uk/news/13939633/china-brutal-execution-death-vans-trials/
The Sun, ссылаясь на экспертов по правам человека, рассказал некоторые шокирующие подробности, связанные со смертной казнью в Китае.
Эта тема, пишет издание, вновь оказалась в центре внимания после казни китайского магната Лая Сяоминя. В прошлом месяце он был казнен по обвинению в коррупции.
Как рассказывает The Sun Online, 58-летний бывший управляющий государственными активами был приговорен к высшей мере наказания за вымогательство взяток в размере 300 миллионов долларов в период с 2008 по 2018 год. Его также обвинили в создании секретной семьи, в то время как он был женат на своей «верной жене». Лай был осужден за двоеженство и коррупцию. Сообщается, что банкир признался, что накапливал роскошные автомобили и золотые слитки, работая в государственном банковском регуляторе Китая.
«Сумма взяток, которые получил Лай Сяоминь, была чрезвычайно велика, обстоятельства преступления были особенно серьезными, а социальные последствия были особенно тяжелыми», - заявил Верховный народный суд Китая.
Ввиду особой тяжести совершенных им преступлений смертный приговор коррупционеру был вынесен без двухлетней отсрочки, (такая формулировка обычно добавляется в решение суда и спустя два года позволяет заменить смертный приговор на 25-летнее или пожизненное заключение).
Как именно был казнен Лай, не сообщается, но расстрел и смертельные инъекции - два наиболее распространенных метода казни, используемых в Китае, пишет The Sun.
Убийственные инъекции были легализованы в стране в 1990-х годах и иногда применяются в одном из государственных мобильных «фургонов для казней», утверждает британское издание. Сообщается, что осужденных загружают в фургон и привязывают к столу, где им вводят смертельную инъекцию.
При этом, как пишет The Sun, считается, что у казненных заключенных могут быть извлечены органы без какого-либо разрешения для использования в медицине и научных экспериментах.
В апреле прошлого года международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад о смертной казни в мире в 2019 г. По данным этого отчета, в 20 странах были казнены, по меньшей мере, 657 человек. Но правозащитники уверены, что реальное количество приведенных в исполнение в позапрошлом году смертных приговоров гораздо выше, так как статистика не учитывает Китай, не выдающий официальных данных по казням. По оценкам экспертов, в этой стране были казнены «тысячи» человек.
Если оставить за скобками Китай с его засекреченной статистикой, то 86% всех известных случаев смертных казней приходится всего на четыре страны: Иран, Саудовскую Аравию, Ирак и Египет. А единственным в Западном полушарии государством, где казнят людей, уже несколько лет подряд остаются Соединенные Штаты (в 2019 году там было зафиксировано 22 казни).
Эксперт Amnesty International по Китаю Кай Онг рассказала The Sun Online, как в КНР нередко проводятся массовые митинги для вынесения смертного приговора «на публичных процессах в средневековом стиле». По ее словам, китайские власти по-прежнему рассматривают применение смертной казни как эффективное средство сдерживания преступлений: «Каждый июнь местные органы власти часто проводят массовые митинги по вынесению приговоров, на которых студентов, учителей и общественность приглашают стать свидетелями вынесения судом смертной казни лицам, осужденным за преступления, связанные с наркотиками».
Как утверждает The Sun, расстрелы в Китае должны были быть прекращены в 2010 году, но есть много примеров того, что эта практика продолжается. Например, Чжао Цзэвэй был расстрелян после того, как зарезал девять школьников.
Смертельные инъекции стали основной формой казни в Китае из-за их более дешевой стоимости и большей секретности, пишет британское издание. Между тем, мобильные «фургоны смерти» позволяют казнить заключенных, не доставляя их в тюрьму. Эти автомобили были введены в эксплуатацию в 2003 году, и, хотя поступали сообщения о том, что они больше не используются, Amnesty International заявляет, что это не так.
Поскольку китайские «фургоны смерти» окружены секретностью, имена жертв не часто называют из-за скорости, с которой их судят и казнят.
Одной из немногих жертв, названных в качестве примера, был мафиозный авторитет Лю Юн, которому сделали смертельную инъекцию после того, как его осудили за умышленное причинение вреда другим, несмотря на утверждения, что его признание было получено под пытками.
Кай Онг заявила The Sun Online, хотя китайское правительство утверждает, что людей стали казнить меньше, но это, скорее всего, не так: «Хотя китайское правительство придерживается политики меньшего числа убийств и осторожности, оно также рассматривает применение смертной казни как эффективное средство сдерживания серьезных преступлений, особенно преступлений, связанных с наркотиками. Китайские власти продолжают выносить смертные приговоры и приводить в исполнение смертные приговоры за широкий круг преступлений, включая преступления, связанные с наркотиками, которые не соответствуют порогу «особо тяжких преступлений», к которым смертная казнь должна быть ограничена в соответствии с международными нормами».
«Маловероятно, что количество новых смертных приговоров и казней значительно сократится в ближайшем будущем», – считает эксперт.
И отсутствие общественного протеста по поводу смертной казни в Китае, возможно, даже не связано с государственной тайной. Профессор Уильям Шабас, автор доклада Amnesty о смертной казни, рассказал The Sun Online, что представители общественности в Китае просто не слишком обеспокоены этой проблемой и даже поддерживают ее: «Общественное мнение по-прежнему довольно позитивно в отношении смертной казни. Если вы проведете опрос, то обнаружите, что значительное большинство людей поддерживают смертную казнь».
Лай Сяомин далеко не первый высокопоставленный китайский чиновник, казненный в Китае за последнее время.
Бывший партийный деятель Цай Дунцзя был казнен в 2019 году после того, как его назвали «китайским крестным отцом кристаллического метамфетамина».
Китайский высокопоставленный деятель Дуань Ихэ был казнен после того, как убил свою любовницу, устроив взрыв бомбы в автомобиле, и присвоил несколько сотен тысяч долларов.
Китай также был первой страной, в которой казнили в связи с коронавирусом, сообщает The Sun. В прошлом году Ма Цзинго был казнен после убийства двух правительственных чиновников на контрольно-пропускном пункте из-за коронавируса. Напомним также, что в феврале 2020 г. в КНР заявили, что намеренное сокрытие симптомов нового коронавируса COVID-19 или искажение информации о состоянии больного, может считаться уголовным преступлением, создающим угрозу общественной безопасности – и виновные могут быть приговорены к 10-летнему либо пожизненному тюремному заключению или даже к смертной казни.