В свое время попытка Васильевой напрочь изгнать мобильники из школы возмутила многих. Родители стали тысячами подписывать петиции протеста, и идею заморозили. Правда, ряд регионов эту крайнюю меру все же успел ввести: к началу 2020 года мобильные телефоны в классах запретили около четверти российских школ, а в Северной Осетии, Ингушетии и Белгородской области — все 100% школ. Но в целом на «мобильном фронте» наступило некоторое затишье.
Хрупкий мир нарушило недавнее заявление Роспотребнадзора о запрете на использование мобильных телефонов в учебном процессе. И хотя ведомство оговорилось, что речь идет только о применении этих устройств на уроках, а не об их проносе в школу, родители снова заволновались.
- Не знаю, конечно, как во всех других школах, но в нашей мобильные телефоны на занятиях в классах не использовались никогда,- заявила нам мама столичного девятиклассника Елена.- И, думаю, что никогда не будут. Да и в школах, где учатся дети всех наших родных и друзей, тоже. Какие телефоны, если во всех классах висят интерактивные доски? А тогда к чему такой запрет? Бессмыслен он и на случай возврата дистанционного обучения (не к ночи будь помянут!), ведь проверить, с какими гаджетами ребенок осваивает школьную программу дома, невозможно. Да и домашние компьютеры есть не у всех, а, значит, хочешь — не хочешь, а кое-кому придется учиться по телефону. Вот и получается, что за этим запретом стоит какая-то другая цель! Неужто под этой маркой снова попытаются запретить детям брать с собой мобильники в школу? Мы, родители, против этого: не те сейчас времена, чтобы целый день не знать, где твой ребенок находится и что с ним!
- Про мобильные телефоны — это очень старый вопрос, и на него есть точный ответ: лишать школьников телефонов нельзя. И дети, и родители имеют право связаться друг с другом без разрешения учителя. Даже в армии и в тюрьме сейчас разрешены мобильные,- заявил нам учитель-словесник московской школы Всеволод Луховцкий.- Действия Роспотребнадзора, по-моему, связаны с нынешней ситуацией: во время дистанта значительная часть детей использовала для выхода в Интернет мобильные телефоны. Конечно, было бы лучше, если бы у каждого ребенка (и учителя, кстати!) был ноутбук и отдельная комната для занятий, но — увы… Роспотребнадзор воспользовался массовым недовольством родителей и изобразил себя защитником детей.
Возможно и другое объяснение, считает педагог: кое-кто из чиновников «лоббирует интересы фирм, выпускающих планшеты и электронные доски. Запретим работать с мобильными — и родители вынуждены будут покупать планшеты. Ведь правильного решения проблемы — снабжения всех школьников бесплатными планшетами — ждать, разумеется, нельзя».
- Между прочим, в некоторых странах Западной Европы учителя требовали, чтобы дистанционного обучения не было, потому что не все дети имеют необходимые условия для работы. И власти им шли навстречу,- напоминает эксперт.
Как бы там ни было, а успокаивать вновь начавшееся кипение умов пришлось главе Минпросвещения Сергею Кравцову. Запрета на мобильники «сверху» не будет, заверил он: каждая школа решит этот вопрос по своему усмотрению. Сам же министр, как выяснилось, ничего против присутствия мобилов в школе не имеет: «На мой взгляд, как родителя, важно знать, где находится ребенок,- заявил он.- Но желательно мобильный телефон в учебном процессе на уроке, не использовать. Когда родитель знает, что ребенок находится в классе, можно мобильный телефон либо выключить, либо положить рядышком». Ну а в случае форс-мажора родители всегда могут связаться с директором школы, добавил Кравцов, подчеркнув при этом, что вот у его дочки-шестиклассницы мобильного телефона нет.