В Москве, где актуальность проблемы выше, чем в других регионах России, варианты этих поправок обсудили на площадке Общественной палаты РФ. Они будут заявлены к рассмотрению законодателями, объявил заместитель председателя профильной комиссии ОП РФ Александр Холодов. Среди идей, прозвучавших в ходе круглого стола по средствам индивидуальной мобильности — многоступенчатое ограничение скорости электросамокатом и подобных устройств, контроль за их техническим состоянием и приравнивание такой техники на проезжей части к мопедам. То есть — обязательная трезвость «водителя» и ношение защитного шлема.
- Проблема не в том, хороший или плохой проект сейчас разрабатывает Минтранс, - отмечает Холодов. - Проблема в том, что до сих пор нет стратегии, чем считать средства индивидуальной мобильности. Загоним мы их на велодорожки, на тротуары или на проезжую часть?
Фактически единственный тезис, на котором сейчас сходятся эксперты по таким видам транспорта, таков: нельзя грести под одну гребенку разные виды техсредств и сценарии их использования. Электросамокат, способный «выжать» 80 км/ч и детский гироскутер, использующийся в парке — совершенно разные вещи. Да и одно и то же устройство разные люди в разные моменты могут использовать совершенно различным образом. Значит, для тротуаров, велодорожек и проезжей части должны быть разные правила использования средств индивидуальной мобильности. А вот дальше начинаются нюансы.
Средства индивидуальной мобильности, включая и велосипеды, нужно регламентировать как единый класс транспортных средств, уверен замдиректора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко. Категории «прав» можно разделить по возрасту: до 7 лет — дети, которые должны ездить только по тротуару под присмотром родителей, от 7 до 14 лет — по тротуарам или велодорожкам, свыше 14 — по велодорожкам или проезжей части.
- Возможны и даже нужны плановые рейды контроля скорости со стороны ГАИ, допуск участковых к контролю за таким транспортом. Технически контроль скорости вполне осуществим, а идентификация владельцев по зрачку глаза и другим параметрам также не вызывает вопросов.
На тротуарах и пешеходных зонах скорость электрических средств индивидуальной мобильности будет жестко ограничена — с этим согласны большинство экспертов круглого стола. Вопрос в конкретной цифре скоростного лимита: если одни эксперты называют цифру в 20 км/ч (до 40 — по велодорожкам, до 60 — по проезжей части в правом ряду), то другие выступают за более жесткий лимит в 6 км/ч - «не быстрее пешехода». Кроме того, все такие средства следует оборудовать габаритными фонарями и катафотами — чтобы повысить их заметность в сумерках и ночное время. Шлем также будет необходим для передвижения — как минимум по велодорожкам и проезжей части.
Свою специфику имеют также моноколеса — один из быстрорастущих сегментов средств индивидуальной мобильности. «Для пользователей моноколес критически важно иметь доступ на проезжую часть, - отмечает директор по маркетингу компании-дистрибьютора этого вида транспорта Гарри Богданян. - Моноколесо по своим тактико-техническим характеристикам не уступает электросамокатам. Эту позицию разделяют многие представители моноколесного сообщества. При этом мы осознаем важность использования защитной экипировки и светоотражательных жилетов владельцами моноколес, использующими проезжую часть. Законодательный порядок использования проезжей части моноклесниками требует дополнительного обсуждения и проработки прежде всего на основе анализа опыта других стран и существующей практики использования проезжей части райдерами на моноколесах».
Как рассказали «МК» в одном из крупных операторов проката электросамокатов Москвы, технические возможности ограничивать выезд на те или иные зоны — например, на тротуары — у операторов есть, кроме того, именно прокатные электросамокаты точнее других контролируют скорость, вплоть до принудительного ее снижения оператором. Таким образом, какое-либо сопротивление проекту могли бы оказать владельцы собственной техники такого рода. Но они, кажется, в стране объединены еще хуже, чем автомобилисты.