Тренд на экологию
Заметим, что внимание ведущих мировых автопроизводителей к сегменту общественного транспорта не случайно. Помимо Москвы, курс на замену автобусов с моторами внутреннего сгорания на электрическую тягу взяли многие европейские мегаполисы.
Так, полностью избавиться от дизельного выхлопа на муниципальном транспорте уже к 2025-ому году решил французский Париж. И за последний год, парк электробусов столицы Франции вырос на 65%.
В итальянском Милане уже сейчас более 70% парка общественного транспорта приходится на экологичные машины: электробусы, трамваи, «гибриды». А к 2030-ому, как и в российской столице, в нем останутся только транспортные средства на электротяге.
Для Москвы электробус можно считать самой настоящей экологической палочкой-выручалочкой. Ведь ему не нужны ни провода, ни рельсы. Это дает возможность гибко перестраивать и расширять при необходимости маршрутную сеть. А потребность в последней - колоссальная. Запуск МЦК и МЦД, массовое строительство новых жилых микрорайонов требуют от сети общественного транспорта способности прогрессировать, присущей только машинам, не привязанным к проводам или рельсам. И вышедший на московский маршрут в 2021 году 600-й электробус вполне отвечает мировым трендам на формирование гуманной городской среды.
Из концепта в серию – за 10 лет
«Группа ГАЗ» начала разработку своих электробусов около 10 лет назад. При этом принципиальной позицией акционера компании Олега Дерипаски было создание собственных инженерных компетенций в инновационных направлениях и подготовка высококвалифицированных кадров, которые будут создавать транспорт будущего. Поэтому все новейшие разработки ведутся в собственном инженерном центре «Группы ГАЗ». В 2011 году был создан первый концепт городского электробуса, на котором были отработаны основные компоновочные решения и проведены первые испытания. А в 2016 году увидел свет электробус второго поколения на литий-марганцевых батареях с ночным типом зарядки. Сейчас на Ликинском автобусном заводе в Московской области, входящем в машиностроительный холдинг, серийно выпускается электробус третьего поколения.
Современные электробусы производства ГАЗ, уже несколько лет перевозящие миллионы пассажиров по улицам Москвы, показали себя как комфортный и безопасный транспорт, дружелюбный к пассажирам и другим участникам движения. Практически бесшумные, электробусы вмещают по 85 пассажиров каждый. Из них 30 человек могут ехать сидя. Низкий уровень пола и специальный пандус подходят и людям с ограниченной подвижностью. Салон электробуса оснащен системами климат-контроля, информационными медиаэкранами и бесплатным Wi-Fi.
Электронно-пневматическая подвеска экологичной машины позволяет поднимать кузов над дорожным полотном – для преодоления сложных участков. В сутки электробусы проходят обычно до 350 км. Причем в любую погоду. Опыт реальной эксплуатации этих машин подтверждает результаты длительных заводских испытаний: ликинские электробусы могут трудиться в самых разных климатических условиях при температурах от +30°С до – 35°С.
От учебной модели с инструктором – к высокотехнологичному транспорту
Надо сказать, что даже профессиональный водитель автобуса или троллейбуса не может просто так взять и сесть за руль электробуса и выехать на маршрут. Для переподготовки драйверов общественного транспорта ГАЗ разработал и передал транспортному перевозчику Москвы – ГУП «Мосгортранс» - электронные тренажеры. Они точно имитируют кабину серийного электробуса и способны моделировать различные дорожные условия. С их помощью водители отрабатывают порядок действий в нештатных ситуациях – в сложных погодных условиях или в случае нарушения ПДД другими участниками дорожного движения. А недавно стало известно, что в распоряжении Мосгортранса появился полноценный учебный электробус производства «Группы ГАЗ». От обычного он отличается дополнительной кабиной для инструктора, расположенной за спиной у водителя – как в обычных учебных автобусах.
Развивая свою «электрическую» линейку транспортных средств, объединенный инженерный центр машиностроительного холдинга сейчас разрабатывает первый российский электробус-«гармошку» – сочлененной модели на базе автобуса ЛиАЗ 6213.
Также напомним, что в прошлом году компания представила новые образцы высокотехнологичного транспорта, работающего на альтернативных видах топлива: электромобиль GAZelle e-NN и автобус ЛиАЗ, работающий на сжиженном природном газе.