С принятием соответствующего закона в российское юридическое поле должно быть введено понятие просветительской деятельности. Также предусматривается, что такая деятельность должна контролироваться.
Возникает вопрос: что это вдруг наши законодатели озаботились просветительской деятельностью? Оказывается, отсутствие правового регулирования просветительской деятельности создает, как указано в пояснительной записке к законопроекту, «предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя». Во как! Куда только надзорные органы смотрят?
А если серьезно, то хотелось бы попросить законодателей-инициаторов данного проекта чуть подробнее рассказать, к примеру, про подрыв конституционного строя в школьной среде. А то как-то не очень убедительно звучит про «бесконтрольную реализацию антироссийскими силами…»
Что же касается конституционного строя… Вот скажите, если Конституция не выполняется — это подрыв конституционного строя? По-моему, очевидно. У нас по обновленной Конституции (ст. 75) должна осуществляться индексация пенсий всем пенсионерам, но работающим пенсионерам она почему-то не проводится. Почему против такого нарушения Конституции депутаты не особо выступают? Даже не смогли собрать необходимого числа подписей для соответствующего запроса в Конституционный суд. Зато, как мы видим, они озаботились другим — подрывом конституционного строя из-за неурегулированной просветительской деятельности.
Инициаторы законопроекта выдвигают еще такой аргумент в пользу своего детища: в законодательстве сегодня нет даже понятия просветительской деятельности. Что же, это правда. Но странное дело, те, кто занимается просветительством, почему-то не страдают от этого, зато законодатели озаботились. Нет, тут явно что-то не то. Давайте посмотрим, какое понятие предлагается закрепить законодательно: под просветительской деятельностью понимается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
К самому определению просветительской деятельности у меня лично нет особых претензий. Но, во-первых, как и следовало ожидать, «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации». Вот оно! Ради этого все и затевается, чтобы контролировать эту деятельность. Во-вторых, контролировать, судя по определению просветительской деятельности, будут всё, а не только то, что касается школьной и студенческой среды.
Вернемся к определению. Жена захотела, к примеру, в своем блоге рассказать, как лучше печь пирожки, а муж решил поделиться полезным опытом по ремонту автомобиля. Все! Захотели обнародовать такую информацию — так это же «деятельность, направленная на распространение знаний, умений…». Раз так, то, пожалуйста, всё в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Многие самозанятые, консультанты по тем или иным вопросам, научные сотрудники, преподаватели, репетиторы тоже автоматически попадают под «просветительскую деятельность». Можно дойти совсем уж до абсурда, но предлагаемое определение просветительской деятельности и это позволяет сделать. Так, вы посоветовали подруге или другу использовать какую-нибудь диету, дающую замечательный результат. Просветительская деятельность? Да, безусловно. Она (он) не знала, а вы его (ее) просветили. Но просветить вы его должны по установленным правительством правилам. Абсурд? Да! Но он вполне может стать реальностью, если скандальный законопроект будет принят.
Законодатели-инициаторы вроде как озабочены «бесконтрольной реализацией антироссийскими силами в школьной и студенческой среде… пропагандистских мероприятий», но предлагаемое ими определение просветительской деятельности и фактический контроль за ней выходят далеко за рамки школьной и студенческой среды. Это прием такой: смотрите, мол, какие благие намерения, на деле же все будет гораздо масштабнее и всеохватывающе.
Умные люди сразу раскусили истинные намерения авторов законопроекта. Президиум Российской академии наук в начале января 2021 года единогласно выступил против законопроекта. Академики уверены, что он «приведет к отставанию нашей страны в критически важных областях науки и технологии».
Десятки тысяч человек уже подписали петицию, которую подготовил ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ им. М.В.Ломоносова Сергей Попов. Эта петиция против скандального законопроекта, потому что «многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения».
Люди неравнодушные, умные, те, кто и занимается тем самым просветительством, которым вдруг так озаботились законодатели, выступают против законопроекта. Это факт. Как факт и то, что не видно и не слышно, кроме инициаторов законопроекта, тех, кто поддерживает подобное законотворчество.
Теперь о том, почему вдруг властям понадобился соответствующий закон. Просветительство — это не просто распространение и, соответственно, приобретение знаний. Оно побуждает людей думать. Думающие люди сегодня опасны для властей, они ведь могут начать задумываться о происходящем в стране и еще неизвестно, какие выводы сделают. Поэтому лучше, чтобы не думали или, по крайней мере, власти как-то могли контролировать этот процесс. Вот для чего нужны подобные законопроекты.
Озабоченность же происходящим в школьной и студенческой среде — это, как мы убедились, для отвода глаз. Точно так же и про запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Все это уже урегулировано соответствующими нормами действующего законодательства.
Но не будем терять оптимизма. Все просветительство взять под тотальный контроль все равно не удастся. Человек — существо разумное. Делиться с другими знаниями в самой его природе. Можно напринимать одиозные законы, можно вводить какие-то ограничения, но этим же одновременно и стимулируется интерес к просветительству. Будем думать!