- Последние дни о вашем поступке говорят во всех СМИ. Сегодня вы, пожалуй, самый известный машинист метро. Работать под землей была ваша мечта с детства?
- В детстве мне, как и многим мальчишкам, нравились поезда, но про то, чтобы стать машинистом метро, я не думал. Я закончил техникум на технолога общественного питания и университет на преподавателя по психологии, но ни в одной из этих профессий будущего карьерного роста я не видел. В начале 2016 года, когда я как раз размышлял над тем, куда пойти работать, мой друг предложил как вариант метро. Он часто ездил и видел объявления о наборе учеников в машинисты. Идея мне понравилась и, не откладывая, я пошел учиться. Это заняло порядка полугода, после чего я вышел на Замоскворецкую линию помощником машиниста. И уже в начале 2017 года стал машинистом. Благо, сейчас метро очень активно развивается и вакансии есть.
-Но ведь инцидент произошел на станции «Бабушкинская». Как вы там оказались?
- В большинстве случаев машинисты не переходят «с линии на линию». У меня же уже вторая – в октябре я перешел на Калужско-Рижскую линию. Перед переходом есть период наезда, чтобы прочувствовать новую линию. У каждой есть свои особенности, начиная от плана и профиля пути, заканчивая расположением светофоров и скоростными режимами.
- В чем еще разница работы на ЗЛ и КРЛ? Быть может, на зеленой ветке вы оставили свою любимую машину? У вас есть любимый поезд?
- Мне нравится «ощущать» состав во время его управления. Одно – это быть пассажиром, другое – чувствовать свою машину: как она тормозит, как разгоняется. Это очень интересно. Когда я работал на ЗЛ, то почти всегда ездил на одном и том же составе. Знал его наизусть от и до, даже все номера вагонов. Знаете, у каждого поезда, хоть они и типовые, свой характер. Я легко могу вспомнить звук работы моего, хоть с закрытыми глазами узнать. Есть небольшие нюансы в разгоне, торможении. Словами описать это сложно, надо ездить и чувствовать. Представьте, ты за смену сотни раз останавливался и стартовал, конечно, поведение машины выучивается.
- Непредвиденные ситуации в вашей работе происходят часто?
- Как бы не казалось со стороны, что машинисты решают каждый день экстремальные задания, на самом деле весь порядок действий описан в инструкции. Один случай не похож на другой, но, основываясь на своих знаниях, всегда можно понять, что делать.
- Что касается именно происшествия с ребенком. Как вам удалось так быстро остановить состав?
- На самом деле поезд не остановился за секунду. Силу инерции никто не отменял, состав не может стать «колом». Я не могу въезжать на станцию с мыслью, что вот-вот кто-то должен упасть, это просто невозможно. Но тут, я даже сам не осознавая, считал, что какое-то несоответствие. То есть ребенок шел сначала нормально, а потом резко поменял траекторию движения. Реакция сработала сама собой, я не думал «что? как? почему? Что делать?», все произошло автоматически. Как раз, предположу, что все и закончилось так хорошо, потому что я не думал, а действовал сразу по наитию. Можете назвать это интуицией, не зню.
- Можно ли развить в себе такую реакцию? Есть ли у вас секретные способы?
- Для начала нас всех проверяют у психолога на скорость реакции. Выглядит это как картинка с двумя кругами. По внешнему «бегает» зеленый огонечек, а внутренний может загореться неожиданно желтым или красным. В зависимости от цвета нужно сделать определенное действие. Тест длится 30 минут и всё это время ты должен быть максимально сконцентрирован. Может мне помогает то, что я занимаюсь горными лыжами. Там тоже скорость, нужно быстро принимать решения, когда едешь по неподготовленной трассе. Также занимаюсь коньками и роликами, все это помогает. Скорость для меня как вторая стихия. Еще один совет можно дать. Я использую приложения, развивающие память, скорость реакции, интеллект – их сейчас большое множество и рекомендую использовать их и другим.
- Машинист поезда метро – работа связанная и с нагрузками. Кому, по вашему мнению, не стоит идти работать по этой профессии?
- Для машиниста необходимо крепкое здоровье – это факт. У нас есть некоторые нагрузки. Ты находишься в кабине, в замкнутом пространстве всю смену. Вокруг шум, вибрации, смена темных тоннелей на яркие станции – раз за разом с маленьким промежутком времени. Я компенсирую все это занятиями спортом на открытом воздухе, походами в баню, правильным питанием. И еще – никакого алкоголя.
- Нагрузка, действительно, большая. Но ведь есть, наверное, и позитивные стороны? Я сейчас не о финансовой составляющей.
- Одина из самых позитивных деталей моей работы, помимо долгого отпуска, это реакция детей. Часто на станции можно увидеть ребенка, который машет ручкой машинисту. Если я вижу такое, с удовольствием отвечаю - киваю юному пассажиру. Но все это, безусловно, очень приятно.
- Есть ли различие между поведением пассажиров в разные дни и время суток? Можете назвать самый трудный период со стороны человека в кабине?
- Пожалуй, самый сложный день – это понедельник. После выходных разница в количестве пассажиров огромная, да и поведение у людей отличается. В выходной пассажиры более размеренные, что ли, хотя спешащие тоже есть. Когда едешь в «пике» нет времени рассматривать пассажиров, едем по четкому графику и ждать никого не можем. Иногда потом уже видишь, что кто-то бежал по лестнице, торопился и не успел. Стоят, разводят руками, но ничего сделать нельзя. Успеваешь только и ловить промежуток между потоком людей, чтобы уехать. Вообще, часы пик с большим количеством пассажиров – это все равно стресс. Есть такая особенность у людей, как бы часто не ходили поезда, пытаться пролезть в закрывающиеся двери. Не все знают, что у поездов есть четкий график, выверенный до секунд. Потом обижаются, что их не подождали, совершенно не задумываясь, что эти 5-10 секунд тормозят всю линию. Объявляешь, что нужно быстрее заходить и выходить, но все равно. На Калужско-Рижской линии, кстати, с этим полегче. Интервал очень маленький, народ не успевает скапливаться.
Есть еще отдельная каста спешащих – люди, которые перебегают из вагона в вагон на станциях. Есть такие, кто упорно бежит вдоль вагона, и заходят в последнюю секунду перед закрытием дверей, тем самым задерживая отправление поезда и других пассажиров. Большинство людей, кто торопятся, могут и не делать этого. Они не выигрывают время, а только создают суету, которая перемножается на количество людей и становится массовой. Да и бегать в метро – запрещено.
Вечерами другая история. Когда поезда едут не с таким коротким интервалом, есть возможность подождать пассажира. Даже если только-только закрыл двери и вижу, как торопится человек из перехода, то я открою их снова. Ничего страшного, в пути в вечернем графике эти доли секунд можно нагнать.
- Не скучали по массовому потоку людей во время пандемии? Ведь количество пассажиров резко уменьшилось.
- В начале пандемии было непривычно, но часть самого малолюдного месяца я провел в отпуске, так что не успел соскучиться..
- Какие слова вы бы сказали пассажирам столичного метро, если бы вам дали возможность придумать собственное аудио сообщение?
- Все мы любим пассажиров, но хотелось бы попросить их не торопиться. Подождать полторы минуты – разве это так много?
Еще хотелось бы обратиться к родителям. Не бегите с детьми и колясками. Ситуации, когда мамочка в последнюю секунду ввозит в вагон коляску, а сама стоит на станции, или когда родитель забегает в поезд на закрытие дверей, а ребенок позади – происходят довольно часто. С детьми в поездке нужно быть внимательным вдвойне и не оставлять их без присмотра.