А ведь понять — на примере конкретной мордашовской ситуции нашу общую ситуацию — не так уж сложно.
Для начала — что значит отправил?
Никита Алексеевич год проучился на платном отделении факультета мировой политики и мировой экономики по специальности «Публичная политика и социальные науки». Стоимость обучения для миллиардера примерно как карманные расходы - 770 000 рублей в год. Зато сразу после первого курса можно перейти на первый курс Лондонского университета. Однако Никита грызть гранит науки не хотел и был, если верить источнику Forbes, отчислен за неуспеваемость. Можно понять - в 2019 году он с братом Кириллом получил от отца 65% акций в Nordgold (один из крупнейших мировых золотодобытчиков) и 25% в туроператоре TUI. По оценкам Forbes, стоимость активов, оформленных на братьев, составляет $2,19 млрд. В принципе, можно просто купить Лондонский университет, а не учиться там.
Но дело не в деньгах и не в количестве женщин. Дело в стране.
Принц Гарри, сын Дианы, дважды ездил в командировки в Афганистан. В 2007–2008 годах нёс службу в провинции Гильменд в качестве авиационного наводчика. В 2012–2013 годах проходил службу на базе Кэмп-Бастион на юге Афганистана. Принимал участие в боевых операциях с риском для жизни. Получил медаль за оперативную службу. На вертолете «Апач» уничтожил одного из лидеров Талибана, после чего на принца была объявлена охота. И когда он принял решение сложить с себя полномочия члена королевской семьи, его лишили привилегии носить на публике военную форму. Привилегии. Чувствуете?
А у нас значит — отправил в армию. Звучит как наказание.
Это хороший камертон — до тех пор, пока это будет для нас звучать именно так, до тех пор можно быть уверенными — с нами и с нашей жизнью не всё в порядке. Потому что в идеале (еще раз — в идеале), служить своей стране в погонах или без — это не столько почетная обязанность и долг, сколько нравственная необходимость. Можно, кстати, и нашу царскую семью вспомнить, если кому английский пример не нравится.
И еще один важный момент — наше удивление. Надо же — отправился в армию. Ведь мы же уверены, что дети элитки могут не служить. С такими-то деньжищами и связями. То есть удивление вызывает сам факт того, что имея возможность нарушить закон, кто-то его не нарушил. А ведь должно быть наоборот — в нормальном обществе удивление (ну, и негодование, конечно) должно вызывать нарушение закона. Вот не пошел бы Никита Алексеевич в армию, хотя должен был — тут бы и удивиться. Но ведь никто не удивился бы — нормально, чего там, отмазался.
Есть, кстати, такой распространенный аргумент против службы в армии — мол, наша армия обслуживает интересы олигархов. Опосредованно — да, так и есть, трудно спорить. Но опосредованно — каждый наемный работник в стране обслуживает их интересы. Вот только России без армии не будет. А вот без олигархов...