Новая мутация распространяется стремительно: по данным британцев, со скоростью, на 70% выше скорости распространения предыдущих штаммов. С момента первого его обнаружения в сентябре, к ноябрю им была вызвана уже четверть случаев заболеваний в Лондоне. В середине декабря количество таких случаев составило не менее двух третей, а в некоторых районах страны – почти 80%.
Разумеется, по обычному исследованию мазков (ПЦР) определить, инфицирован ли человек новым британским штаммом или нет, пока невозможно. Для этого нужно проводить более точное исследование секвенирования генома вируса, что делается в исключительных случаях (например, если есть подозрение, что пациент заболел повторно, да и то далеко не всегда). Так, по оценкам известного американского эпидемиолога Михаила Фаворова, в США секвенирование проведено лишь в 17 тысячах случаев из 51 миллиона.
"Рутинно секвенирование у нас в стране никто не проводит, да и нигде в мире его всем подряд не делают. Мы проводим секвенирование пока только в эпидемиологических целях. Очень вероятно, что этот штамм к нам придет, и тогда, возможно, ситуация поменяется. Но пока, по данным нашей лаборатории, с британским штаммом мы еще не встречались", - рассказала обозревателю "МК" врач лабораторной диагностики на условиях анонимности.
Как рассказал в своей соцсети Михаил Фаворов, SARS-CoV-2 регулярно мутирует, приобретая около одной новой мутации в геноме каждые две недели. С ноября 2020 года новый штамм стал распространяться на юго-востоке Англии. Как отмечает Фаворов, если использовать тесты, полимеразной цепной реакцией (ПЦР), основанные на выявлении только последовательности S-белка, или, только на основе части S-белка, то тест может быть существенно менее чувствительным.
Однако большинство коммерческих тестов ПЦР имеют последовательности из разных частей генома вируса для обнаружения РНК, так что даже если мутация затрагивает одну из целей, другие цели ПЦР все равно должны работать.
О том, что новая мутация пока не дошла до России, на прошлой неделе заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова. Британского штамма в России нет, отчитались и ученые новосибирского центра "Вектор".
Как рассказал обозревателю "МК" ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Михаил Лебедев, его институт уже приступил к разработке новой тест-системы (тоже ПЦР), которая сможет выявлять новый штамм: "Как, например, есть тесты, которые выявляют просто грипп А, а есть те, которые нацелены на выявление его опасного штамма АH1N1. Хотя надо сказать, что существующие тест-системы вполне эффективны в выявлении генетического материала нового штамма коронавируса".
Лебедев говорит, что для начала нужно понять, стоит ли проводить массовое тестирование нового штамма, или это бессмысленно: "Есть данные, что наличие данного штамма никак не влияет на течение заболевания и на его лечение. По сути, его выявление ничего не изменит в протоколах лечения. Работа над новой тест-системой ведется, однако пока неизвестно, будет ли в ней необходимость. Будем надеться, что нет. И что новый штамм окажется просто очередным".
Доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе Медицинского научно-образовательного центра МГУ Симон Мацкеплишвили сообщил в соцсети, что это уже далеко не первая мутация: "На сегодняшний день описано более 100 тысяч мутаций вируса SARS-CoV-2, из них – примерно 4 тысяч в том самом S-белке. Поэтому думаю, что и в этот раз можно особо не переживать. На сегодняшний день у нас нет никаких доказательств значимого изменения клинического течения заболевания, ни в сторону улучшения, ни в сторону ухудшения. Да, увеличение заразности может увеличить количество больных, но, как я думаю, карантинные меры вполне способны это компенсировать. Если же говорить об увеличении летальности от нового варианта коронавируса – этого тоже не произошло, она и сейчас не превышает четырех погибших на тысячу заболевших людей».