Очень не хочется про политику, про власть, про новые законопроекты и старые конфликты. Хотя бы в конце года. Хорошо бы, чтобы это безобразие тоже покрыл снег, как он покрывает безобразие земное. Хотя бы на несколько дней.
Многие из нас в этом году пережили утраты, болезни и уход близких. Зараза носится над городами и весями уже больше года. Погруженные в свои тревоги и утраты, мы краем глаза отмечали боль и переживания окружающих.
Символ года — конечно, врачи. Многие из нас в этот год встречались с врачами чаще, чем это было в любой другой период нашей жизни. Мы посещали поликлиники, вызывали «скорую», сопровождали родных в больницы или сами туда попадали, общались с медсестрами и врачами, сдавали анализы, консультировались. В какой-то момент, сделав передачу в палату близкому или поговорив с дежурным врачом, замечаешь других: озабоченных родственников, плачущих жен, встревоженных мужей.
Замечаешь вахтеров. В советские времена это была ненавидимая всеми каста больничных работников. А сейчас, получив от них нужную информацию и перебросившись двумя-тремя фразами, выходя из больницы, вдруг подумаешь: хороший человек. И действительно, среди вахтеров, нянечек, медсестер и медбратьев много душевных и сочувствующих людей, искренно стремящихся помочь во времена полного больничного карантина.
Педагоги приспособились к обучению на удаленке. Худо-бедно, но приспособились. Сказать, что приспособились ученики и их родители, нельзя. Все-таки отдельная комната для каждого ребенка, отдельный планшет или компьютер — это пока для большинства роскошь. А без этого трудно. Я уже не говорю про необходимость объяснять своим онлайн-обучающимся детям, что такое перпендикуляр и почему это проблема, если их ответ не совпадает с ответом в задачнике. А ведь остальным членам семьи тоже надо жить и работать. В общем, сложно пока.
А тут еще со всех сторон летят то тревожные, то обнадеживающие новости, вынося остатки спокойствия из мозгов. То кого-то отравили, а нас там не стояло, то нужно решать, делать ли прививку, то отменяют детям и старикам проездные, то несутся просьбы о помощи больным детям, которым нужно делать операции, доставать протезы и лекарства.
Еще совсем недавно футурологи радостно объявляли нам, что в недалеком будущем смерть если не отменят, то сильно отдалят и ученые совсем скоро синтезируют таблетки чуть ли не вечной жизни. А сегодня мы думаем о том, как бы не заразиться и не отбыть в мир иной, не отпраздновав Новый год и не доделав план работы на год 2021-й.
И все же Новый год давит, требует и берет свое. И чем ближе конец года старого, тем сильнее мы ощущаем это давление. Среди всех текущих тревог и дел мы замечаем, что катим по знакомой колее с традиционными предновогодними заботами: подарками, елками, праздничным столом. А если не катим сами, нас туда возвращают детские вопросы: как мы будем его встречать? где и с кем? какие будут подарки?
Если же тревога мешает сосредоточиться, если грызет мысль: «что там еще будет впереди?», то не ждите заветной даты! Звоните друзьям прямо сейчас. Говорите хорошие слова близким и просто другим людям, не дожидаясь поздравления на фоне кремлевской елки и боя курантов.
И, конечно, навострите лыжи и коньки, прихватите с собой детей и выходите на свежий воздух. Пробирайтесь в парки и на катки и, «обув железом острым ноги» или надев лыжи, пробегитесь по лесу, прокатитесь по льду, вспомните это замечательное ощущение толчка и скольжения. И хоть на полчаса, но вы забудете свои тревоги и будете счастливы!
И пусть тревоги и недуги прошедшего года останутся в нем, а мы будем радоваться снегу, бодрящему холоду и тому, что хотя бы в этом году погода не подвела и подарила несколько настоящих зимних предпраздничных дней.
Я много раз слышал сетования о том, что ТВ очень плохо влияет на психику аудитории, что «народ дичает». Вполне доверяя мнению комментаторов-психологов, я вижу другую картину и слышу другие голоса. Я вижу на улице людей в масках, но не агрессивных, а озабоченных. Грубости же откровенной стало меньше, двери в метро люди придерживают чаще и чаще же благодарят, если придерживают для них. Мамаши реже кричат на своих детей дикими голосами.
И уже много лет я с удивлением отмечаю, что идущие по парку подростки и юноши говорят на человеческом языке, с человеческой интонацией и на обычные темы: вирус, экзамены, компьютеры.
Именно юное поколение, их веселые голоса, их планы на будущее заставляют меня верить в то, что наши вирусные проблемы уйдут или хотя бы видоизменятся, а тревога за судьбы близких не будет преследовать нас неотступно и в будущем году.
Пенсионеры — не дети, им, конечно, труднее радоваться жизни. Но и на их улице сегодня праздник: нам пообещали снизить цены на макароны, сахар и подсолнечное масло! Конечно, для части из нас это лишь повод еще больше озлобиться: мол, сами жируют, а нам капли с барского стола сбрасывают, — но многие пожилые искренне радуются. И замечательно: как мало, оказывается, нужно человеку, чтобы и для него зажегся свет на елке.
Очень многим людям было трудней, чем нам. До сих пор многократно обещанное лечение тяжелобольных детей является заботой только их мам и отцов. До сих пор пожилые люди коротают свои последние дни в нищете или даже погибают от безответственности администраций Домов престарелых. Некоторым помогают волонтеры и частные фонды, которые существуют только на пожертвования. Не забудем о них, они нуждаются в нашей помощи. И, конечно, будем добры и внимательны к тем, для кого мы являемся опорой, к детям, старикам, младшим и старшим. Если мы не любим своих близких, то никакая наша любовь к народу и человечеству впрок этому человечеству не пойдет.
Новый год — это время подведения итогов. Конечно, внешние условия не сильно нам благоприятствовали, но что же мы успели? Что смогли, несмотря ни на что? Вспомним об этом, о своих маленьких и больших победах. И пусть не все наши победы дождались громких криков одобрения, пусть о них узнали только самые близкие или даже никто не узнал. Но мы-то знаем, что это были победы. И мы поздравим себя с ними, не чинясь.
Еще мы вспомним о наших дорогих людях, остающихся с нами. И мы пожелаем им и нам крепкого здоровья, чтобы подольше мы могли радоваться за них в благополучные времена и рассчитывать на них во времена испытаний.
И, конечно, мы попытаемся задобрить того, кто разворачивает перед нами дорогу времени, перелистывая листки календаря. Мы постараемся договориться с ним древними как мир заклинаниями: «И пусть в новом году…!»
Ну а тем замечательным людям, которые будут помогать нам проводить старый и встретить Новый год: работникам «скорой помощи», метро, железных дорог, дорожным рабочим, дежурным экстренных служб — очень хочется сказать: огромное вам спасибо! И пусть вас встретят ваши близкие после первого трудового дня в новом году, и пусть поздравят с Новым годом и пожелают как можно меньше экстренных вызовов, и чтобы все в нашем городе работало, ничего не ломалось, чтобы люди болели меньше и никто не нуждался в экстренной помощи.
В общем и целом, каким бы ни был старый год, но он уходит. А впереди у нас очень непростой, полный тревог, но все-таки новый год.
С Новым годом!