Сейчас в системе квалификации учителей есть три профессиональные ступени: начинающий учитель, учитель первой категории и учитель высшей категории. Первая и высшая категории присваиваются аттестационной комиссией на пять лет, затем необходимо проходить аттестацию заново. Квалификация учителя влияет на размер его зарплаты. Так педагог первой категории получает на 10% больше базового оклада, а высшей – на 15%.
Новая система аттестации введет новые «звания» для педагогов. Планируется, что учителя первой и высшей категории смогут пройти квалификацию по двум категориям «учитель-наставник» и «учитель-методист». За новый статус педагоги смогут получать надбавки в дополнение к доплатам за первую или высшую категорию. Чтобы стать учителем-методистом необходимо иметь педагогический стаж свыше 5 лет, первую или высшую категорию и дополнительное профессиональное образование по методическому сопровождению реализации общеобразовательных программ. Для получения категории учителя-наставника нужен стаж свыше 7 лет, высшая категория и дополнительное профессиональное образование по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников.
По данным Минпросвещения, около трети опрошенных ведомством учителей готовы уже сейчас пройти аттестацию и получить новую квалификацию. Однако педагоги, с которыми поговорил «МК», выразили сомнения в благотворности введения новых категорий.
- В условиях пандемии учителя работают буквально на пределе, - говорит учитель русского и литературы Наталья Смирнова. – Однако вместо того, чтобы хоть как-то облегчить нашу жизнь Министерство только заваливает нас дополнительными отчетами и требованиями. Сейчас во многих школах на педагогов давят, чтобы они проходили аттестацию на первую категорию. То есть это перестает быть нашим правом, а становится обязанностью, которая тоже отнимает время и силы. Реально дополнительной нагрузки уже так много, что качественно учить детей педагогам просто некогда. Тем временем, действительный профессионализм учителя ни от какой категории не зависит. С учителями-методистами и наставниками начнется та же история с навязыванием новых квалификаций. В результате внутри учебных заведений будет происходить перераспределение средств между педагогами, которые готовы тратить время на получение новых званий, и учителями, которые просто хотят спокойно учить детей.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий также полагает, что введение новых категорий принципиально не изменят ситуацию. По мнению педагога, главная проблема в том, что нынешняя система оценивания крайне формализована и субъективна, и абсолютно не связана с реальным профессионализмом учителя.
- Введение новых категорий предполагает и новые обязанности, - считает Луховицкий. – Например, учителю-методисту скорее всего придется готовить больше отчетов. К тому же, присвоение новых статусов хотят связать с повышением зарплаты. Деньги на зарплаты педагогов берут из фонда оплаты труда школы. В результате средства будут просто перекладываться из кармана одного учителя в карман другого. Это только ухудшит ситуацию с несправедливостью с оплатой труда учителей.
По мнению Луховицкого, введение новых квалификаций опасная идея для школ. Ведь эффективная работа учебного заведения – это работа всего коллектива. А как это взаимодействие может быть слаженным, если учителя дерутся друг с другом за копеечку.