Как известно, в общеобразовательных школах ученикам младших классов разрешили учиться очно. А музыкальные учебные заведения эта привилегия обошла стороной. Тысячи маленьких музыкантов отправились на дистанционку. Итоги пока не очень: большинство совершенно не усваивает материал, часть детей и вовсе забросили учебу.
«Простите, но я вообще не понимаю, что от нас хотят. Стаккато, легато... Это вообще что?! Мой ребенок не помнит, чтобы они это «прохлопывали» и учили!» - примерно такие сообщения приходят в наш родительский чат после каждого задания, высланного по почте. Учителя тоже единогласны: научить ребенка играть на инструменте по видео невозможно.
В сентябре моя старшая дочь поступила в музыкальную школу и стала частью хора с тревожным нынче названием «Радуга». (На всякий случай уточню - родители не против, количество цветов у логотипа никто не высчитывает и переназвать коллектив более политкорректно не требует). Еще на первом собрании преподавательница, вздохнув, сказала: «Молитесь, чтобы нас не отправили на дистанционку. Весенний опыт показал, что заниматься хоровым пением с тридцатью учениками по видео невозможно».
Естественно, когда это все-таки случилось, напряглись все — и родители, и педагоги. Особенно тяжко пришлось первоклашкам — если более взрослые дети успели изучить хоть какую-то базу, то маленькие толком и понять не успели, из чего состоит волшебный мир музыки. Преподаватели средних и старших классов признаются, что освоить новое в таком формате сложно, но хотя бы можно закрепить старое. А у младшеклассников и закреплять пока нечего — времени на то, чтобы освоить музыкальные премудрости, не хватило.
«Я преподаватель детской музыкальной школы. Со старшими, уже умеющими что-то учениками, процесс идёт вполне нормально. Правда по Скайпу качество звука не оценить, но остальное видно и слышно. С начинающими, конечно, очень туго - там надо показывать, там надо руки ставить - это без тесного контакта нереально» - отзыв на дистанционку на одном интернет-форуме.
А вот мнение родителей: «Я сама занималась в музыкальной школе на отделении фортепиано, сестра на отделении скрипки, и нам первые два года педагог на занятиях ежедневно руку в прямом смысле прикладывала к своей. У сестры это продолжалось до третьего класса. Сольфеджио делали сами, ибо мозгов хватало. Но именно владение инструментом и смычком... какая на фиг удаленка может быть до лет 11? Как творчество можно переложить на плечи родителей? У многих и слуха то нет!».
Как ни странно, в нашем случае уроки фортепиано через мессенджер — единственное, чем ребенок занимается регулярно и охотно. За это спасибо чудесной учительнице, которая сразу сказала, что готова заниматься по часу четыре-пять раз в неделю. По ее словам, только такое количество занятий по видеосвязи способно хотя бы частично компенсировать два очных урока в неделю. Но не всем одноклассникам так повезло. У кого-то из педагогов дома плохой интернет, у кого-то старый телефон, кто-то в принципе способен работать только при личном контакте. Но даже те, кто преодолел все преграды, признаются, что толку от такого формата мало.
«При живом присутствии преподавателя все зажимы, вся неправильная работа ребенка за инструментом для него как на ладони, - объясняет педагог Дарья Вольская. - Это касается не только фортепиано или любого другого музыкального инструмента, но и вокала. Можно подойти, пощупать, наглядно указать ученику на его проблему. На своем примере показать, как это должно работать.
Конечно, опытный преподаватель и на слух определит, в какой момент ребенок, исполняя произведение, зажал руку или сыграл не тот палец, который указан в нотах. Но ни один видеосервис на данный момент не обладает должным уровнем передачи звука.
Также не исключены задержки звукопередачи в силу совершенно разных обстоятельств. Да, можно остановить ребенка в процессе исполнения фрагмента произведения, можно показать это на своем инструменте, как стоит сыграть тот или иной фрагмент, словами. Но во-первых, даже не все взрослые, решившие обучаться в частных музыкальных школах, понимают, что от них требуется, с первого раза. Что же говорить про детей?...»
С сольфеджио у нас тоже не все так просто. Педагоги признались: для успешного продолжения учебы необходимо участие родителей. Нужно контролировать правильность выполнения упражнений и исправлять ошибки. На этом моменте большинство мам и пап впали в ступор. Одно дело вспомнить таблицу умножения и разбор слова по составу, чтобы помочь младшекласснику с русским и математикой, а совсем другое — вникнуть в термины, которые слышишь первый раз в жизни. Счастлива та семья, в которой один из родителей закончил музыкальную школу и может объяснить ребенку, что от него требуется. Кстати, это именно наш случай — благодаря мужу дочь исправно записывает на видео домашнее задание, дирижирует и пропевает ноты.
Но если родители не в теме, то помочь ребенку некому.
Все, кто учился музыке, следующий кусок текста могут пропустить. А остальные… Представьте себя на секундочку в роли тех, к кому грустное чадо пришло с просьбой помочь сделать «домашку по музыкалке».
«Записать ритмический рисунок пьесы (легато) условными жестами».
«Подчеркнуть и подписать движение по звукам Тонического трезвучия».
«Почеркнуть устойчивые ступени».
Первоклашки успели позаниматься ровно месяц. Большинство терминов у них вызывает округление глаз и испуганное мотание головой: не помню, не проходили, идите в баню, дорогие родители, со своими непонятными словами. Родители посылают туда же — только педагогов. А педагоги, как всегда, оказались крайними: им сказали организовать дистанционку, но никакой технической базы (как в случае с общеобразовательными школами) не предоставили. Крутитесь как можете. Вот они и крутятся.
«У меня дочь в музыкалке на флейте. Скидывают нам фонограмму, а мы должны записывать и отправлять. Мы честно занимаемся, дочке очень нравится, - пишет мама из Екатеринбурга. - Но когда мне пишут - «вступить надо было там-то», «тон такой»... Мне медведь по ушам проехал, и о существовании нот я буквально только что узнала».
На желании детей учиться музыке такая неразбериха тоже сказывается отрицательно. Сын знакомых ребят, который учится в третьем классе музшколы, просто забил на все эти задания. Его мама разводит руками: «Я против того, чтобы заставлять учиться через силу, а у Коли совершенно пропала мотивация». При том, что мальчик действительно талантлив — во время видеозвонков любит продемонстрировать исполнение пьес, да и в гостях первым делом бежит к пианино с объявлением, что сейчас будет концерт.
Дочь, которая в сентябре со всех ног бежала в музыкальную школу, к декабрю растеряла свой энтузиазм. «Мама, папа, а помните вы говорили, что если мне не понравится, то я могу бросить музыку?»
Мы ее понимаем, нам такой формат тоже не нравится. Но все же теплится надежда, что в один прекрасный момент ребенок вновь будет учиться не по «простыням» текста из мессенджера, а с живыми преподавателями. Желательно поскорее. К слову, занятий по хору у нас уже два месяца нет от слова совсем. Господа чиновники, услышьте глас родителей, бьющихся головой о клавиши фортепиано, и педагогов, вынужденных экспериментировать со швабрами. Верните младшие музыкальные классы обратно в школу — иначе есть риск, что юные таланты будут петь только в ванной, а к инструменту подходить только на семейный застольях, чтобы порадовать родственников «Собачьим вальсом».