Министерство предложило учебным заведениям в период пандемии использовать для учеников 5-8-х и 10-х классов гибридный формат обучения по одной из четырех моделей. Для остальных школьников предлагается использовать очное обучение или чередование очного и дистанционного.
В модели гибридного обучения учитель находится в школе, а дети – дома, например, если один из классов ушел на карантин. Вторая модель предполагает, что учитель преподает из дома, а дети учатся в школе под контролем волонтера, этот вариант реализуется в случаях, когда педагог входит в группу риска. Третья ситуация – учитель и часть ребят находятся в классе, а другая часть учеников работает из дома. Так может происходить в случае, если дети оказались на карантине после поездки, или болезни члена семьи, или когда чьи-то родители написали заявление о переводе на дистанционку. И, наконец, в четвертой модели в школе вместе с тьютером находится часть учеников, а учитель и вторая половина класса выходят на уроки с компьютера.
- Самые большие вопросы вызывает третья модель, предложенная чиновниками, - считает учитель географии Александр Попов. – Проблема в том, что педагог не способен полноценно работать с детьми очно и дистанционно одновременно. При реализации такой модели нормальных знаний не получают ни те, ни другие. Понятно, что чиновники хотят одновременно угодить родителям по разные стороны баррикад, тем, кто выступает за очку и тем, кто за дистанционку на время пандемии. Но на практике ничего хорошего из этой идеи не выйдет, педагог не может разорваться.
В своих рекомендациях Минпросвет дает расшифровку дистанционному и электронному обучению. Дистант предполагает проведение урока в реальном времени. При электронном обучении педагог направляет ученикам задания для самостоятельной работы, а затем контролирует ее выполнение. Учебным заведениям рекомендуется составлять расписание таким образом, чтобы половина уроков проходила в одной форме, а половина – в другой. Дистанционно чиновники советуют проводить занятия по предметам с высоким рангом трудности. Для средней школы сюда относятся математика (алгебра и геометрия), химия, физика, биология, иностранный и русский язык.
- Если следовать рекомендациям чиновников, получается, что на удаленке изучение таких важнейших предметов, как литература, история и география можно пустить на самотек, - говорит учитель русского и литературы Наталья Смирнова. – Если онлайн обучение длится пару недель, это еще можно пережить, но в некоторых регионах дети уже учатся удаленно второй месяц, и конца-края этому не видно. В нашей школе на электронный формат переводят часть уроков по каждой дисциплине. Например, 2 урока литературы я веду онлайн в реальном времени, а вместо третьего – даю самостоятельную работу, которую нужно прислать по электронной почте. Но даже при таком подходе качество обучение падает, мы отстаем от программы, дети хуже воспринимают информацию. Если же следовать наказам Министерства, знания по части предметов мы просто потеряем. К тому же возникнет неравенство между педагогами – почему одни должны полноценно вести уроки, а другие только присылать и проверять задания?
При определении длительности уроков, которые проходят онлайн, Министерство рекомендует следовать нормам СанПиН. В соответствии с ними максимальная длительность одного урока для учащихся 5-6-х классов составляет 30 минут, а для учащихся 7-11-х – 35 минут.
- Полноценно пройти программу еще и при сокращенном времени уроков на дистанте невозможно, - уверен Андрей Николаевич, учитель математики. – Я преподаю в специализированных матклассах, программа у них сложная. На уроке, особенно у 6-классников, минут пять уходит только на то, чтобы все дети вошли в конференцию и включили камеры. При этом в рекомендациях учителям предлагается еще и прерываться, чтобы дети сделали разминку и зрительную гимнастику. Если соблюдать все правила, от урока останется в лучшем случае 20 минут. Важно понимать, что на самостоятельный разбор непонятой темы у детей уходит много времени. Большинство из них ищет информацию в интернете, и в результате сидит за экраном дольше, чем в случае полноценного разбора материала на онлайн уроке. Да и участие родителей в обучении детей при сокращенных занятиях тоже увеличивается, не думаю, что многим это понравится.