О необычной попытке борьбы со списыванием питерского жюри в соцсетях рассказал Константин Кнопп, преподаватель и популяризатор математики из Санкт-Петербурга.
«Как несложно догадаться, уже через 10 минут после старта олимпиады некоторые условия задач появились на znanija.com. С мольбой «помогите решить» и, естественно, без указания источника задач. Примерно через минут 20–30 ко всем «уплывшим» задачам на том же ресурсе появились и вполне разумные решения. И это было бы очень грустно, если бы не два общих свойства этих решений: все они были написаны членами жюри (авторами задач и составителями вариантов) и все они были неверными», — сообщил Кнопп.
По мнению преподавателя, целью жюри было оценить масштаб проблемы и деанонимизировать участников, которые списали решение из Интернета. При этом, по словам Кноппа, подобная мера не нова и уже использовалась при борьбе со списыванием на ЕГЭ.
— Читеры (люди, пытающиеся победить нечестным путем. — «МК») — это бич всех интеллектуальных соревнований, — отметил преподаватель. — Пару лет назад в Сеть в ночь перед проведением уплывали целые варианты региональных олимпиад по физике, русскому языку... Перед каким-то из ЕГЭ само наше Министерство образования выкладывало в Сеть в немалых количествах разные фейковые варианты, чтобы, даже если утечет что-то из верных вариантов, найти его в море фейков было бы крайне трудно.
Тем временем действия членов жюри вызвали бурную реакцию общественности. Некоторые даже обвинили жюри в провокации и неуважении к участникам олимпиады, ведь бессовестное поведение детей — еще не повод для такого же нечестного ответа со стороны взрослых. Однако многие родители, наоборот, выступили на стороне организаторов муниципального этапа и поддержали их желание наказать нечестных участников.
Действительно, мотив действий членов жюри вполне объясним. Из года в год и без пандемии вокруг того же муниципального этапа происходят скандалы из-за списывания. Да, победа на муниципальном этапе не дает никаких преимуществ, кроме выхода в региональный этап. Но где гарантия, что кому-то не удастся выиграть и его с помощью обмана? К тому же утечки заданий уже не раз случались. Все это нередко приводит к тому, что у действительно талантливых детей пропадает стимул и желание участвовать в олимпиаде. Это как допинг в спорте, с преимуществом, полученным нечестным путем.
О том, насколько актуальна проблема со списыванием заданий на Всероссийской олимпиаде школьников во время пандемии и можно ли с ней справиться, нам рассказал координатор проведения ВОШ в Москве, научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко: «Электронные технологии при проведении ВОШ в Москве использовались еще до пандемии. В том числе муниципальный этап по ряду предметов уже в прошлом году проходил на компьютерах, поэтому столица в целом была готова к проведению этого этапа олимпиады в дистанционном формате. Главный акцент в работе со школьниками, педагогами и родителями мы делаем на разъяснении абсолютной бессмысленности списывания на втором этапе. Сама по себе победа на муниципале ничего не дает, а стать победителем регионального и тем более заключительного этапа нечестным путем в нынешних условиях практически невозможно.
В этом году в связи с дистанционным форматом олимпиады количество участников муниципального этапа увеличилось в разы. Например, русский язык в столице писали 46 тысяч школьников, хотя обычно количество участников не превышает 20 тысяч. Тем не менее нам удается минимизировать случаи нечестного выполнения заданий. Муниципальный тур в столице проходит в онлайн-режиме, за всеми участниками наблюдают педагоги. Кроме того, у нас есть специальные программы, которые помогают вычислять несамостоятельные работы. Санкт-Петербург сейчас находится только в начале пути по переходу на электронные технологии в проведении ВОШ. В связи с этим мне кажется, что метод борьбы со списыванием, выбранный жюри по математике, вполне допустим. В своей работе нам тоже иногда требовалось использовать подобные приемы».