Как рассказала «МК» координатор программы по белым медведям «Союза зоопарков и аквариумов России» Марина Галещук, Мурму привезли из Мурманской области в 1991 году – ее взяли из природы. В Московском зоопарке медвежонком Мурма прожила мало, так как началась реконструкция. Ее и Врангеля (самца белого медведя) отправили в Харьков, где они провели детство и вернулись уже четырехлетними взрослыми животными. Медведица росла в зоопарке и всегда легко шла на контакт с киперами. За свою жизнь от медведя Унтая у нее родилось 10 медвежат. Сейчас они живут в зоопарках по всему миру: в Европе, в Китае и Японии.
- Они с Унтаем жили в соседнем вольере с Симоной и Врангелем. Врангель после смерти Унтая и вывода Симоны из размножения с 2013 года жил с Мурмой, - говорит Галещук. Мурма - вольнолюбивая самка, она запрещала перекрывать ее берлогу на время спячки и появления потомства, чтобы иметь возможность выходить, когда хочет. При этом она была и очень смышленой. Когда появились тренинги, она, хоть и была в почтенном возрасте 26 лет, быстро научилась подавать лапу и даже без обездвиживания давала брать у нее кровь и смотреть зубки. Она сама научилась еще в юношестве махать лапой, быстро сообразив, что за это зрители ей кидают угощения. Правда, это было давно, сейчас посетители более воспитанные и не подкармливают животных. «Сгорела» она быстро из-за злокачественного новообразования, не дожив до 30-летия, которое мы планировали отпраздновать 1 декабря, всего месяц. Для медведицы это приличный возраст. Кстати, в отличие от зарубежных коллег мы не усыпляем пожилых животных.
До последнего Мурма была очень активной, подвижной, она гуляла и плавала в бассейне. Купание всегда было одним из любимых занятий косолапой пенсионерки. Особую радость ей доставляла подводная рыбалка. При этом она очень любила и растительную пищу – груши и листья салата.