Кремлевская тишина
В середине октября 2020 года на звонницу курантов подняли двенадцать новых колоколов.
— Планировалось сделать это еще в начале лета, чтобы к 12 июня, Дню независимости, успеть их настроить, — говорит один из реставраторов. — Но был самый разгар пандемии. Так что работы отложили до осени.
Что это за новая дюжина? Зачем она нужна?
— Идея дооснастить 12 колоколами родилась давно, — рассказывает один из кремлевских реставраторов. — В старину число колоколов доходило до 35, но потом они «таяли», точнее, приходили в негодность или признавались музыкантами слишком фальшивыми. В итоге осталось всего 13.
А вот что было дальше, рассказывает кремлевский историк Сергей Девятов:
— В результате компьютерной обработки звучания всех колоколов была получена фонограмма записи. Выявив основной тон каждого колокола, определили тона недостающих. Выяснилось, что для исполнения мелодий не хватает еще как минимум трех колоколов. Где бы вы думали, их заказали? В Голландии. Кстати, царь Петр I покупал весь музыкальный колокольный набор именно там, и до сих пор жив и функционирует самый старый голландский колокол 1698 года.
В общем три новых колокола в начале 2000-х годов появились, но ситуацию в целом не спасли. Небольшие фрагменты мелодий Гимна России и «Славься» Глинки звучали невыразительно, и лишь знатоки музыки могли угадать их мотив в колокольном перезвоне Кремля.
Вот и решено было ряды колоколов еще пополнить. Главный замысел был в том, чтобы колокольная система Спасской башни исполняла Гимн Российской Федерации длительностью полторы минуты (один куплет и один припев) с подголосками. Говоря проще, чтобы он звучал дольше, объемнее и красивее. В общем, в 2019 году был размещен госзаказ на отливку 12 новых колоколов на воронежском Колокололитейном заводе Анисимова. К лету 2020-го, как и планировалось, они были готовы.
Работники завода рассказывают, что колокола изготовлены из классической колокольной бронзы (80% меди и 20% олова). Обработаны вручную без использования станков. Как объясняют, чтобы сохранить полученную структуру металла и обеспечить своеобразие и долговечность звучания. Перед отправкой в Московский Кремль каждый из колоколов проверили на звучание и создали на каждый акустические паспорта.
— Колокола в начале октября были отгружены заказчику в Москву, — заявили на заводе. — Их там сначала разместили на территории Верхнего сквера Московского Кремля, а потом подняли на Спасскую башню.
Весь октябрь колокола развешивали на звоннице, подключали к системе управления боем, настраивали. К каждому колоколу сделали специальные молотки. Дело в том, что колокола без язычков внутри, и звук они издают при ударе молоточками снаружи.
И вот финиш. Кремль замер в ожидании нового звучания. А оно (это самое ожидание) проходило в полной тишине.
— Колокола на Спасской башне молчали с 16 октября и до 3 ноября включительно, — объяснили в Кремле. — В последний раз вот так в тишину Кремль погружался в 2015 году, но тоже всего на несколько дней. Дольше всех (90 суток) они молчали в 1974-ом. Всего же за последние полвека их реставрировали, если не изменяет память, четырежды. Можно было на этот раз поставить колонки и запустить колокольный звон в записи. Но делать этого не стали. Если уж Кремль звучит, то пусть по-настоящему.
От Августина до похоронного марша
Спасская башня, десятый ярус. Именно тут расположена звонница курантов, состоящая из набора колоколов, настроенных в одном тоне в определенной гамме. Я не раз поднималась сюда в сопровождении представителя ФСО и историка Сергея Девятова и могу описать «начинку» курантов с закрытыми глазами. Поверьте, это что-то невероятное. Кажется, будто находишься внутри старинного храма. Кругом колокола и механизмы, которые приводят их в действие. Царство человеческой техники и божественной музыки.
«Хранители» Спасской башни знали историю каждого колокола по сколам и трещинкам и по иконам, которые на них изображены. Но главное, по тому тону, что звучал при ударе в колокол снаружи молоточком (у кремлевских колоколов, напомню, нет язычков внутри).
— Часы с музыкой были установлены на Спасской башне Кремля еще в 1624 году, — рассказывал автор книги «Кремлевские памятники и святыни» Сергей Девятов. — Тогда было всего 13 колоколов, часть из которых голландские, остальные — отлиты в России. Играли они музыку на европейский манер. А в 1770 году после реставрации, проведенной немецким часовых дел мастером Фацием, кремлевские куранты стали исполнять мелодию популярной немецкой песенки «Ах, мой милый Августин» (единственный случай, когда куранты играли иностранную музыку).
Чего только не исполняли потом колокола! Мелодии молитвы «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Преображенский марш», являющийся символом воинской славы русской армии…
— Виноградов, занимавший в 1918 году должность заместителя наркома имуществ республики, дал музыканту задачу поставить на кремлевских курантах новую революционную музыку, — продолжает Девятов. — Так и сказал: «Владимир Ильич хочет, чтобы Спасская башня занялась агитацией». Выбор высшего руководства советского государства выпал на две мелодии: международный пролетарский гимн «Интернационал» и революционный похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой». А потом колокола затихли…
В 1996 году на торжественной церемонии вступления в должность Президента РФ Бориса Ельцина на второй президентский срок после более чем полувекового молчания вновь были запущены музыкальные механизмы кремлевских курантов и зазвучали над Кремлем и Красной площадью мелодии «Славься» и «Патриотическая песня». А позже «Патриотическая» была заменена на «Гимн России».
Музыкальный механизм курантов Спасской башни традиционно включается для исполнения мелодий в 00.00, 3.00, 6.00, 9.00, 12.00, 15.00, 18.00, 21.00, то есть каждые три часа. И как говорят старожилы, пока звучит Кремль, жива Первопрестольная.