– Самым первым звонком стал звонок подростка из Рязанской области, который просто позвонил проверить, действительно ли работает такой телефон, где можно не называть свое имя. Самым необычным обращением стала просьба 11-летнего мальчика помочь решить ему задачку по математике. А самым юным абонентом стала шестилетняя девочка, которая попросила рассказать ей сказку, потому что ей страшно было находиться одной дома.
– Насколько телефон доверия востребован, кто чаще всего звонит?
– Нам в этом году 10 лет, и за это время мы приняли 10 миллионов звонков со всей России. Служба охватывает 85 регионов, а 67 регионов работают в круглосуточном режиме: дети, родители могут позвонить даже ночью.
Телефон доверия создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 56% от всех звонков – подростки в возрасте 12-17 лет, это самый трудный подростковый период. 17% обращений – родители, которые просят совета из-за того, что ребенок непослушен, выходит из-под контроля, хамит. Все звонки конфиденциальны и анонимны, их содержание строго засекречено. Это особенно важно для подростков. Информация не передается ни в какие социальные службы. Часто родители волнуются: если я расскажу про конфликт с ребенком, вдруг это будет передано в органы опеки? Нет. Любой человек из любой точки страны может позвонить по телефону 8-800-2000-122.
– Детей что больше всего беспокоит?
– Очень часто это проблема одиночества. Они не могут довериться тем людям, которые находятся рядом с ними. Это проблема жестокого агрессивного поведения сверстников, в частности, буллинг, кибербуллинг. Это и проблемы отношений с противоположным полом, когда подростки пытаются строить свои первые романтические отношения и не находят ответного отклика. Отдельный большой блок – стрессы в школе, начиная с отношений с учителями, заканчивая страхом не сдать ЕГЭ. От 1 до 2,5% от звонков за год – обращения с суицидальными настроениями. Иногда детям кажется, что они настолько несущественны для близких, что говорят: «Я не хочу жить». Часто в этом нет какого-то умысла, но они таким образом привлекают к себе внимание и показывают, что «моя проблема очень серьезная, поговорите со мной».
– Как отразилась пандемия на характере обращений?
– Для родителей это был очень стрессовый год, и он продолжается. Запредельный уровень стресса, нагрузка, которая легла на родителей, отразилась на их психологическом состоянии. Они стали больше срываться, им стало тяжелее контролировать себя, и часто они звонили на телефон доверия только для того, чтобы выговориться и сказать «я очень устала, я уже не знаю, что мне делать, как разговаривать со своим ребенком спокойно?». Они спрашивали совета, например, как наладить в первый период пандемии дома спокойную обстановку, как всем вместе уживаться. С другой стороны, мы, например, не увидели прироста обращений, связанных с домашним насилием и жестокостью. Наоборот, в некоторых семьях из-за того, что люди стали больше времени проводить вместе, даже наладилось общение. Спрашивали, как наладить новую жизнь, новый быт, как подтянуть учебу, потому что многие дети стали воспринимать школу как кружок, в который хочу – хожу, хочу – не хожу.
– Сколько психолог тратит времени на один звонок?
– Продолжительность звонка – любая, ограничений нет. Время требуется разное, ведь кто-то звонит по вопросу: я хочу завести собаку, как в этом убедить маму? А кто-то не хочет жить и звонит с намерениями уйти из жизни. Самая главная задача психолога – помочь ребенку выговориться, отреагировать на накопившийся негатив, разобрать ситуацию, найти какие-то пути решения, чтобы ребенок ушел с ресурсом, что ему нужно делать, чтобы не усугублять ситуацию. Ну и конечно, чтобы он просто понял, что его поддержали и всегда готовы помочь, принять, когда бы он ни позвонил.