Увы, мы не можем назвать фамилию и точное место проживания нашей собеседницы. Так же, как врачам на уровне Министерства здравохранения накануне запретили давать вольные комментарии по поводу пандемии, педагогам тоже не рекомендуется распространяться о том, что сейчас происходит в школах.
— Да, судя по всему, нас готовят к дистанционке, — подтверждает собеседница. — Официально нам ничего пока не сообщили, но мы в срочном порядке регистрируемся на всевозможных образовательных платформах, семинары слушаем, проходим тестирование, отвечаем на вопросы. В основном обсуждаются чисто организационные моменты — не по преподаванию, а как осуществлять учебный процесс в изменившихся условиях. Никому не хочется повторения весны, когда четвертая четверть и конец учебного года были практически сорваны.
Наши непосредственные руководители сами ничего пока точно не знают — говорят, что ждут распоряжений из Москвы, которые могут прийти в любой момент, и тогда уже объявят всеобщую мобилизацию. Помните, как в ДОСААФ перед Великой Отечественной готовились — примерно такие же ощущения и сейчас. Тревожно.
— Наверное, вы еще от прошлого учебного года не отошли. Какие-то тогдашние ошибки и недочеты учитываются?
— Тогда было много неразберихи: кто-то работал по Скайпу, кто-то через ZOOM, кто в лес, кто по дрова. Я, например, задавала домашку через Дневник.ру. Но он рухнул в первый же день, и никто не мог туда войти — если в два часа ночи удавалось попасть, это была радость. Дети думали, что педагоги сошли с ума — рассылают задания ночью, а мы просто физически не могли этого сделать раньше. Были преподаватели, которые пытались полноценно заниматься с детьми дистанционно, но опыта и знаний не хватало даже у молодых.
Негласно нас тогда предупреждали, чтобы мы не ставили детям «двойки». А как еще поднять мотивацию? Правдами или неправдами нужно было принудить родителей заставить своих детей учиться. У меня был случай: восьмиклассник несколько дней не выходил онлайн. Мне сказал, что у него Интернета нет, а маме (она из дома работала) — что уроки отменили и объявили внеплановые каникулы…
Те, кто хорошо учился, особенно старшеклассники, — они и тогда, и сейчас стараются, а кто плохо — тот просто исчезает из поля зрения классного руководителя. И вместо того, чтобы пытаться дать остальным хоть какие-то знания, тратишь все силы, чтобы заставить этого недоросля хотя бы выйти в Интернет. Весной даже домой к таким приходила, проводила беседы, потому что по телефону было бесполезно. У нас в школе мало тогда кто болел, поэтому было не опасно. Но, к слову сказать, в прошлой жизни, которую мы, похоже, потеряли, эти ребята тоже были двоечниками, так что они все равно не учатся — что онлайн, что офлайн. На качестве их подготовки прошлогодняя дистанционка никак не сказалась.
— А по зарплате у вас как? Она зависит от того, какая форма обучения?
— Зарплату нам пока не уменьшили, но и про надбавки речи не идет. Хотя вроде бы и поговаривали… Но президентскую доплату в пять тысяч рублей за классное руководство обложили подоходным налогом, а до этого клятвенно заверяли, что не будут ничего вычитать. Так что на руки мы получаем 4600.
Еще один неоднозначный момент — как учить «контактных» детей, чьи родители болеют, и семья вынуждена находиться в изоляции. В этом случае должны проводить онлайн-уроки в индивидуальном порядке. Раньше, до пандемии, за это тоже доплачивали. Теперь нам вменили в обязанность обучать их бесплатно. Потому что официально эти дети не числятся отсутствующими и болеющими. Как хочешь, так и крутись, это проблемы педагога — то, что он тратит свое время, силы, ресурсы за просто так.
У нас школа в пригороде, но не в коттеджном поселке, здесь стоят обычные частные дома, большинство семей живет небогато, есть и такие, у кого Интернет плохо работает. Поэтому с учениками бывает невозможно связаться. У таких всегда есть отмазка: связь плохая. Я через Ватсап присылаю задания, но многие их не делают, и повлиять, увы, на них невозможно.
— Учителя пожилого возраста сидят по домам?
— В нашей школе 65+ нет. Есть те, которым к шестидесяти. Им настоятельно рекомендовали поберечь себя, но не все подчинились. Как правило, именно эта категория не хочет обучать онлайн, потому что не умеет пользоваться гаджетами, выйти в прямой эфир, — шагать в ногу со временем они не стремятся. Они готовы каждый день на свой страх и риск приходить в школу, лишь бы не связываться с компьютерами. А так как они не пенсионеры, и по возрасту их не могут отправить на самоизоляцию, то заставить их сидеть по домам невозможно.
Каждый день кто-то из коллег заболевает. Все остальные продолжают работать как ни в чем не бывало. В принципе большинство педагогов, особенно моего среднего возраста (мне 42), не прочь уйти на удаленку. Я дома стараюсь не общаться со своими, не обнимаюсь, не целуюсь: мало ли? На ПЦР проверилась еще в августе, перед началом учебного года, — тогда тест был отрицательным. Сейчас — не знаю, но чувствую себя хорошо.
Пока многие другие школы то ли выходят с каникул, то ли нет, у нас отдых только начинается с 1 ноября. Потому что в нашей школе учатся не по триместрам, а по старой четвертной системе. Так что уходим мы на каникулы только завтра, а вот вернемся ли?..
В то время как учителя не знают, что готовит им грядущий день, российские семьи в ужасе хватаются за голову: повторения весны никто не хочет.
Многодетные Богданы из Рязанской области — старые герои «МК». Мы писали о них в 2018 году: 8-летний Максим Богдан спас на пожаре младшего брата и сестер и прославился на всю страну. Но после несчастья детей забрала у родителей опека: их дом сгорел, и семье было не на что даже купить кровати. Нет кроватей — нет детей. Мама Максима была беременна тогда седьмым ребенком. Младшая, шестая, Сашенька погибла.
В результате публикации в «МК» награжденному орденом парнишке не только дали гражданство России (он родился на Украине, у бабушки) — певица Лолита подарила погорельцам дом.
Мы до сих пор регулярно созваниваемся с Людой Богдан. Она присылает фотографии нового жилища, которое потихоньку обжили, видео с самым младшеньким — Ванечкой, ему как раз 30 октября исполнилось 2 года. Этой весной, как только началась удаленка, журналисты и благотворители подарили ребятам новые ноутбук и планшет: до этого у них был совсем старый, неработающий. В семье сейчас подрастают три школьника — шестой, четвертый и первый, — и гаджеты им жизненно необходимы.
— Готовы ли к новой дистанционке? — звоню я Людмиле.
— Девчонки сейчас на каникулах, в доме отдыха. У нас отдыхают до 5 ноября. Весной было тяжело. Потому что по-разному проходили уроки. У Максима, например, достаточно было скинуть домашнюю работу учительнице, а Диана должна была заходить в программу и отмечаться на уроках. Младшую, Настю, пришлось заново отдавать в первый класс: она не справлялась, так и не привыкла к школе. Считай, целый год пошел насмарку.
— А с компьютерами что решили? Хватает на всех?
— Ой, да какое там! Ходили слухи, что каким-то многодетным семьям давали мобильные телефоны с выходом в Интернет. У нас такого не было. На новом планшете 16 гигов памяти, и постоянно приходится что-то удалять. А старый планшет свое отжил: его Ванечка уронил. Если дистанционка начнется, нужно будет откуда-то еще и принтер брать, чтобы распечатывать всем задания, чтобы дети не дрались за компьютер.
— Как же ты со всеми шестерыми управляешься?
— Ой, не знаю. Тут еще и младшую, Лену, надо на подготовительный водить в детский садик: у нас сады не закрылись, но туда можно только в перчатках, масках и бахилах… Не знаю, как все успеть, когда? В общем, так и напиши: многодетные мамы против удаленки, нет, нет и нет!
* * *
Вот так в ожидании дистанционки проводит свои дни российская глубинка, а что же за рубежом?
В Германии, например, дети в школу по-прежнему ходят. Но при желании можно представить справку от семейного врача, что есть домашние в группе риска, и перейти на онлайн-обучение. Можно приходить на уроки раньше, можно позже. «У нас родители заметили, что школьный автобус переполнен, и заставили пустить еще один на маршрут. Хотя, например, мой сын стал ходить в школу пешком — там недалеко, через лесок, по свежему воздуху, пока еще по утрам не темно», — рассказывает мне знакомая.
Во Франции школы работают, и никакой альтернативы онлайн для них пока нет. Все обязаны ходить. И только в масках, причем весь день. При этом открыты окна в классах. Детей просят одевать как капусту, чтобы не мерзли и не потели. Университеты полностью перешли на онлайн.
В Америке от школы должна быть подана заявка на то, чтобы открыться. В некоторых штатах частные учебные заведения выходят в офлайн, государственные в основном не спешат. Как ни странно, но буквально выкошенный коронавирусом в марте–апреле Нью-Йорк сейчас живет в достаточно спокойном режиме, рост заболеваемости есть, но не взрывной. Весной всем школьникам Нью-Йорка, независимо от школы и имущественного положения, предоставили современные ноутбуки известной компании с выходом в Интернет, чтобы у них не было никаких проблем с учебой.
При этом все больше экспертов склоняются к тому, что в начале этого года подъем заболеваемости рос, пока школы не закрыли, а осенью начался, когда их открыли. То есть взаимосвязь с тем, что инфекцию переносят дети, самая прямая.
Еще в начале октября мэр Нью-Йорка Билла де Блазио предложил снова отправить государственные и частные школы, а также детские сады в девяти районах мегаполиса на дистанционное обучение. Но повсеместно его пока так и не объявили.