Как рассказывает член Экспертного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко, в новом варианте закона больше нет положения о том, что российские медорганизации не имеют права "отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи". Теперь, получается, имеют. "С принятием поправок все медицинские учреждения страны, больницы, поликлиники, получат право отказывать пациенту в оказании медицинской помощи. Захотел –взял на лечение, не захотел – нет, - говорит г-н Старченко. - С одной стороны, это нарушает конституционное право пациента на доступную медицинскую помощь. С другой – подводит медиков под уголовную статью «Неоказание помощи больному».
Кстати, до появления новых поправок за отказ в оказании медпомощи пациенту медорганизация должна была нести ответственность. Новые законодательные изменения сводят это правило на нет. Об этом прямо говорится и в заключении к проекту изменений со стороны Правовое управление Государственной думы. Эксперты считают, что за этим стоит банальное желание Фонда обязательного медстрахования сэкономить средства на оказание медпомощи. Уже сегодня средств ОМС на финансирование здравоохранения не хватает, а, как отмечает глава Фонда, «в любых ограниченных ресурсах должны быть правила их распределения и потребления». Наделяя больницы и поликлиники правом отказывать пациентам в приеме, можно бороться со «сверхобъемами», то есть сократить количество медуслуг, которые выбиваются из объема программы ОМС и требует дополнительного финансирования. «Сегодня потребность россиян в медпомощи не соответствует нормативам ее финансирования, установленным органами управления здравоохранения в регионах. С принятием новых поправок пациенты будут массово сталкиваться с ненаказуемыми отказами», - предупреждает Алексей Старченко. Поэтому, когда плановые объемы оказания медпомощи в районной больнице или в федеральным центре, специализирующемся на дорогостоящей высокотехнологичной медпомощи (ВМП), будут исчерпаны, у медицинской организации будет гарантированное право отказать пациенту. И никаких сверхплановых расходов!
Дальше – больше. Пациентам из регионов придется затянуть пояса до невозможности: новые поправки подразумевают сокращение финансирования территориальных программ ОМС, ибо районным больницам и поликлиникам городов и весей придется делиться с федеральными медцентрами, оказывающими ВМП, которые тоже предлагается финансировать из бюджета ФОМС. При этом проект бюджета ФОМС предполагает выделить на последние в следующем году 119,4 млрд. рублей. Почти столько же в этом году получили в России все (!) медорганизации, оказывающие ВМП из средств Фонда медстраха, и федеральных среди них было лишь 14%. Поскольку денег на "федералов" взять неоткуда, кроме как из региональных программ, получается, что их придется сократить. Куда – непонятно, они и так уже многие годы недофинансируются: кредиторская задолженность медорганизаций в регионах растет, тарифы на оказание медпомощи не покрывают реальных потребностей, денег на лекарства и расходники катастрофически не хватает…
«Получается, что поправки в закон – это элементарное административное перераспределение потоков из региональных медучреждений в федеральные центры. Как будет осуществляться туда направление после принятия новых законов, пока никто не взял на себя труд объяснить. Кто будет получать направления? С высокой долей вероятности будет определен перечень оперативных вмешательств, который обязаны оказывать именно в федеральных центрах. Таким образом, врачи не смогут давать направление на лечение в областных больницах, а пациенты не смогут выбрать, где именно они хотят лечиться. Это подрывает основы пациентоориентированной модели здравоохранения», - утверждает Старченко.
Эксперты делают вывод, что вместо поддержки региональной медицины, новое законодательство создает еще более вольготные условия существования федеральным медцентрам, и это совершенно не значит, что пациенты будут с легкостью в них попадать. А вот то, что на местах их будут лечить хуже и неохотнее, практически неизбежно. Ну и, наконец, эксперты обращают внимание на тот факт, что функции контроля за качеством оказания медпомощи в федеральных центрах новый документ неожиданным образом передает… самому ФОМСу. До сих пор эти функции выполняли страховые медицинские организации. Кстати, согласно данным их проверок, каждая десятая экспертиза выявляла дефекты, которые могли бы привести к печальным последствиям для пациента. «Мы загоняем пациента в систему жесткой административной регламентации и лишаем его права на выбор медицинской организации, на защиту своих прав, ориентируемся исключительно на те возможности системы, которые сейчас есть. В решении финансовых вопросов ОМС мы обязываем пациента лечиться только в своем регионе или в федеральных клиниках. По сути, «приписка» граждан к медорганизациям по месту жительства в условиях отсутствия независимой экспертизы качества оказанной помощи, превращает пациента в «крепостного», которому будет оказана та помощь, которая доступна в текущий момент в конкретном регионе», - говорит Старченко.