Наш мир приближается к краю пропасти. До необратимой климатической катастрофы остались считаные годы. Об этом с трибуны ООН заявляла шведская школьница Грета Тунберг. Об этом говорят и многие ученые. Сама природа посылает человечеству предупреждения в виде аномальных изменений климата и экстремальных сюрпризов погоды, когда за сутки вдруг выпадает месячная норма осадков или устанавливается убийственная рекордная жара.
В свое время группа международных экспертов под эгидой Всемирного банка подготовила доклад «Развитие и изменение климата», где указывалось, что «неконтролируемое изменение климата Земли способно повернуть вспять человеческое развитие…» Ученые призывали к «немедленным решительным действиям мирового сообщества». С тех пор прошло десять лет, но «решительных действий» так и не последовало. Продолжаются бесконечные споры политиков, а ситуация с каждым годом становится все хуже и хуже.
Совершенно очевидно, что климатические безумства проистекают от безумно расточительного производства и потребления. Мы сталкиваемся с этим на каждом шагу. Скажем, когда-то молоко и кефир продавали в стеклянных бутылках, которые использовались многократно и не загрязняли окружающую среду. А теперь почти все продается в одноразовых упаковках. Нередко — трехслойных: целлофан, картон, фольга. Скажите, зачем презервативам такая трехслойная упаковка? Чтобы труднее было распечатать? Ведь раньше всех вполне устраивала однослойная бумажная.
Все это не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Потому как в конечном счете порождает фантастические горы мусора. В океанах появились огромные мусорные острова — больше Мадагаскара. Человечество даже ближний космос сумело заполонить опасными отходами.
Переработка мусора — тоже не панацея. Потому что на простое мытье молочной бутылки затрачивается намного меньше энергии, чем на то, чтобы ее расплавить и сделать новую. Понятно, что бизнес выбирает самый дешевый вариант. Но это если считать в деньгах. А если считать в кислороде, то картина получается другая, и совсем не радостная.
Для сжигания 1 килограмма угля или дров расходуется более 2 килограммов кислорода. Бензина — 2,5 килограмма, авиационного керосина — примерно 3,5 килограмма чистого кислорода. Автомобиль, проехавший 500 км, «съедает» годовую дыхательную норму человека.
Воздушные перелеты сделали общедоступными многие морские курорты. Турфирмы предлагали даже трехдневные туры для небедных, но очень занятых людей. Между тем самолет, пролетевший 10 тысяч километров, сжигает до 50 тонн кислорода, что составляет суточное производство кислорода лесным массивом площадью 15–20 тысяч гектаров.
Большой популярностью стали пользоваться морские круизы. В 1980 году в круизы на лайнерах отправились 1,4 миллиона человек, а к 2016-му это количество увеличилось до 24 миллионов. Между тем, по данным Guardian, один крупный круизный лайнер выбрасывает в атмосферу оксида азота — как 421 тысяча автомобилей, твердых мелких частиц — как миллион автомобилей (!!!). Так что излишества, комфорт и любовь к путешествиям обходятся нашей планете очень не дешево…
Коронавирус предоставляет человеку возможность почувствовать гипоксию в индивидуальном порядке. Но если не остановить безумное производство и безумное потребление, кислородное голодание может ощутить все человечество.
Весной у меня возник спор с очень известным экономистом по поводу последствий пандемии коронавируса. Он уверял, что к Новому году все восстановится и вернется на круги своя. Я же, напротив, считал, что к Новому году все рухнет. После чего мир радикально изменится, и эпоха безумного потребления закончится.
Если случится давно предсказанный экономический гиперкризис, то продлится он не один год. Эксперты предупреждали, что по своим последствиям он может превзойти Великую депрессию, которая продолжалась с 1929 по 1939 годы, то есть около 10 лет (!!!).
Недавно публицист и экономист Валентин Катасонов заявил, что Россию очень скоро ждет катастрофический обвал банковской системы. Главной причиной грядущей «смерти» банков станет кризис неплатежей. Миллионы лишившихся работы людей перестают погашать многочисленные ипотечные и потребительские кредиты. А государство уже не в состоянии всем помогать. С 1 октября прекратилась выплата пособия по безработице в размере 12 130 рублей индивидуальным предпринимателям. Также с 1 октября прекратилась выплата пособия по безработице тем, кто лишился работы после 1 марта 2020 года. В США коронавирусные выплаты безработным пока только сократили — с 600 до 400 долларов. Неизвестно, сохранятся ли они после декабря. Однако вряд ли это будет продолжаться годами. Очевидно, что даже очень богатым странам такое не под силу.
У большей части населения не только России, но также США и многих других стран нет серьезных накоплений. Поэтому в случае затяжного мирового кризиса, когда у властей не останется средств для выплаты пособий, у безработных не будет денег даже на еду. Чтобы не допустить голода, придется организовывать раздачу бесплатного супа. Совсем плохо придется тем, кого станут выселять из ипотечных квартир на улицу. В этой ситуации весьма вероятны социальные взрывы.
По мнению экспертов, неизбежная роботизация многих производств и без кризиса сделает безработными многие миллионы людей. Спад производства, вызванный коронавирусом, только усугубляет эту проблему. Чем занять миллионы людей, оставшихся без работы, и как их прокормить? Этим сейчас серьезно озабочены власти многих стран. Что делать безработным в мегаполисе, где даже передвижение стоит недешево? Чем заниматься? Как найти хлеб насущный, когда государство уже не в состоянии помогать? Милостыню просить или воровать?
Самый разумный выход — перебраться за город, где можно перейти на натуральное хозяйство. Самим выращивать картошку и другие овощи, разводить кур и кроликов. Можно и коровкой обзавестись, как в Простоквашино…
Ситуация радикально меняется и для работающих людей. Переход на удаленную работу и удаленное обучение во многом лишает смысла жизнь в мегаполисах. Зачем тратить по 2–3 часа в день на поездки в общественном транспорте, где легко заразиться опасной инфекцией? Зачем часами простаивать в бесконечных автомобильных пробках? Зачем жить в циклопических многоэтажках, напоминающих пчелиные ульи? Зачем дышать загрязненным воздухом и губить свое здоровье? Не лучше ли жить за городом, в своем доме с садом, дышать чистым воздухом и любоваться весной цветущими яблонями?
Некоторые люди уже начали это понимать. Недавно впервые за многие десятилетия в Москве был отмечен не приток, а отток населения. И это только начало. Массовый исход горожан из мегаполисов в провинцию неизбежен.
Рассредоточение населения пойдет и стране, и людям только на пользу. Начнут оживать заброшенные российские деревни, окруженные живописной природой. Ветровые генераторы и солнечные батареи помогут сделать жизнь комфортной даже в самых отдаленных уголках.
Бегство из мегаполисов становится мировым трендом. Жители Нью-Йорка массово бегут из города. Пандемия коронавируса привела к тому, что люди больше не хотят жить в Большом Яблоке, предпочитая ему пригороды с более чистым воздухом. По данным местных риелторских контор, в Нижнем Манхэттене в настоящее время пустуют уже 5 процентов квартир. Это самый высокий показатель за последние 10 лет. А вот на недвижимость в пригороде спрос, наоборот, растет, и цены уже выросли на 20 процентов.
Расселение населения радикально изменит не только образ жизни, но и духовно-эмоциональное состояние общества. Две тысячи лет назад Христос обнародовал очень простую формулу счастья: «Любите друг друга!» Однако в мегаполисах, где за один день можно увидеть столько людей, сколько сельский житель не увидит и за год, довольно сложно придерживаться этой заповеди. Неслучайно известный французский философ, осатанев, вероятно, от многолюдного Парижа, как-то заявил: «В аду не нужна никакая сера! Ад — это другие люди!»
В глухой провинции люди обычно рады гостям, а в мегаполисе даже родному отцу могут отказать в ночлеге. Современное постиндустриальное общество страдает от острого дефицита любви и эпидемии одиночества. В Японии это уже стало национальной проблемой и привело к катастрофическому росту самоубийств.
Немецкий социальный психолог Эрих Фромм еще в середине прошлого века писал о распаде любви в современном обществе и необходимости радикальных перемен в социальной структуре. Он считал, что любовь должна стать «общественным, а не исключительно индивидуальным и маргинальным явлением».
Действительно, величайший парадокс в том, что современная наука изучает все что угодно, начиная с наночастиц и кончая черными дырами, а вот сферу любви, чрезвычайно важную для каждого человека, систематизированно в современном мире почему-то никто не изучает. В школе учат чему угодно, только не любви! А ведь для ощущения полного счастья надо уметь любить не только своих родственников, но также всех окружающих. С соседями и товарищами по работе разумнее дружить, а не враждовать.
Вот что писал об этом известный американский философ русского происхождения Питирим Сорокин: «Главный вид энергии человечества — это энергия любви! Сейчас она в большом дефиците. Зато бушуют центробежные силы, сеющие ненависть. А ведь человечество — это единый организм, и в физическом, и в духовном смысле. И когда человек питается ненавистью, он взрывает изнутри этот единый организм. А любовь, напротив, соединяет. Она соединяет мужчину и женщину, друга и брата, мать и ребенка. Она соединяет людей и является высшей ступенью человеческого развития! Когда будет много этой энергии, тогда и наш мир станет другим...»
Хочется верить, что это случится уже в обозримом будущем.