Постановление правительства РФ №1527 от 23 сентября 2020 года «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» было опубликовано 30 сентября 2020-го. Вступить в силу оно должно с1-го января 2021, хотя первоначально оно должно было заработать в полном объеме еще в 2018-ом. Камнем преткновения стал запрет на использование при перевозке малолетних пассажиров на машинах старше 10 лет с момента выпуска. В первоначальном варианте правил он был. Но «на дыбы» встали владельцы транспортных, туристических компаний, а также бизнеса развлечений. То есть, фактически все те, кто возит детей на автобусах. Они хором требовали разрешить перевозки детей на автобусах любого возраста – хоть на древнем рыдване. И правительство пошло на встречу мощному бизнес-лобби. Из финального варианта «Правил организованной перевозки группы детей автобусами» исчезло упоминание о возрастном ограничении для этих машин. К ним осталось единственное существенное техническое требование. О нем говорится в пункте 16 правил: «Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности». Все, больше никаких пожеланий со стороны властей к владельцам автобусов: только ремни обеспечьте, а все остальное как-нибудь само приложится. По факту, автобус может быть самым настоящим рыдваном, только формально отвечающим требованиям государственного техосмотра, но зато с ремнями на сиденьях!
Разумеется, реакция родителей не заставила себя долго ждать. Возмущенные пользователи выкладывают в соцсетях фотографии старых автобусов с ироничными подписями «есть ремень, значит, я могу возить детей». Понятно, что не только закон, но и банальный инстинкт самосохранения водителя (вместе с ответственностью за детей в салоне) будут, в случае, когда владелец автобуса попытается выпустить неисправного старичка с детскими ремнями на сиденьях. Но, как известно – «бизнес есть бизнес, ничего личного»: всегда найдется компания-перевозчик, которая «на авось», рискуя подвергнуть маленьких пассажиров опасности, возьмется делать деньги на перевозках детей на готовой в любой момент сломаться технике.
Да, автобусы строят так, чтобы они выхаживали многие сотни тысяч километров пробега. Но у любой, даже самой выносливой техники, есть конечный срок эксплуатации. И он даже теоретически вряд ли может приблизиться к 10 годам с момента приобретения «баса», – о которых шла речь в первоначальном варианте Правил перевозки детей. Время жизни в 10 лет для автобуса ведь не с потолка было взято. Такая машина может «намотать» такой километраж на одометре, что даже несущая конструкция кузова устанет до критического уровня. А уж о величине износе за это время (и возможном выходе из строя) основных систем автобуса и говорить не приходится. Это касается, помимо мотора и ходовой части, и рулевого управления, и тормозов, и электрики с электроникой – вплоть до того, что к 10-летнему возрасту под вопросом оказывается даже работоспособность дверей. В случае какого-нибудь ЧП, например, спонтанного возгорания старой машины, не открывающиеся двери могут стать причиной трагедии.
Мы говорим о 10-летнем автобусе, а ведь, согласно статистике, средний возраст парка автобусов в нашей стране составляет около 16 лет, но среди них немало долгожителей, существенно превышающих планку среднего возраста. Многие из басов, бегающих сейчас по дорогам России, попали в нашу страну в состоянии б.у. из той же Европы или Азии после того, как их запретили там эксплуатировать, – как не отвечающих ужесточающимся нормам безопасности. Зато у нас такую технику можно не только эксплуатировать, но и возить в ней детей! Мол, а что с машиной может случиться: главное чинить и обслуживать вовремя и будет он ездить долго и счастливо, – говорят те, кто ратует за отмену 10-летнего возрастного ограничения для детских автобусов. Но в том то и дело, что ремонт и обслуживание старой техники, в особенности коммерческой, у нас лежит в своего рода «серой зоне». Прежде всего, потому, что автобусные перевозки – отнюдь не золотая жила. Небольшая прибыль, к тому же падающая на фоне коронавирусных проблем в экономике, вынуждает владельцев автопарков экономить на всем. Для начала в виде самовольного продления интервалов планового обслуживания по принципу: пока деталь не сломалось, зачем тратиться на замену? О том, что выход из строя может случиться прямо на ходу, став причиной трагедии с участием десятков детей, сидящих в салоне, бизнесмен-«экономист» обычно предпочитает не задумываться. А уж если дело доходит до ремонта, то в ход, чаще всего идут самые дешевые запчасти, чаще всего из неопределенного источника где-то на территории Китая. Либо местные ремонтники-самородки гаражного толка «подшаманивают» старенький автобус с помощью кустарных ноу-хау собственного «разлива». Что только добавляет езде на отремонтированном таким образом автобусе элемент «русской рулетки». Ответ на вопрос «как и кто оснащает (или будет оснащать) старые автобусы ремнями безопасности для пассажиров-детей» тоже крайне интересен. Но никто, на самом деле, не удивится, если этим займутся все те же «полугаражные» ремонтные организации.
Таким образом, постановление правительства – это, конечно, лучше чем ничего в деле обеспечения безопасности детских автобусных перевозок. Но куда надежнее было бы обязать автопарки перейти на более современную технику, используемую для такой цели. Дети целей точно бы были.