На этом фоне Россия выглядит как оазис благополучия. Надолго ли? В воздухе предчувствие мировой гражданской войны. Коронавирус ей в помощь.
…На «России-1» в программе «60 минут» дали высказаться в прямом эфире без купюр президенту Азербайджана Алиеву и премьер-министру Армении Пашиняну. Эти два непримиримых выступления были выслушаны в полной тишине и по всем законам информационной политической журналистики: мнение одной стороны, мнение другой. Государственный телеканал стал зеркалом политики России в этой войне — выслушать одного, потом второго и сыграть в кота Леопольда: ребята, давайте жить дружно. Ничего другого мы здесь пока предложить не можем.
В битве за Карабах российские пропагандисты опять стали журналистами. Оказывается, ничего никуда не ушло, навык не потерян. Скабеева с Поповым, Шейнин с друзьями, Норкин с партнером, Соловьев и Киселев сами по себе оказались максимально объективны, учитывали всю нюансы, тонкости ситуации, проявляли такт, выдержку и историческое знание конфликта. По Карабаху они все работают суперпрофессионально. А почему? Потому что над ними никто не стоит с палкой, не передает заказ. Вернее, есть заказ: давать объективную, реальную, непридуманную картину. И они дают.
Так эти ТВ-люди показывают нам свои истинные возможности. Как бы намекают: вот если бы мы были свободны, всегда бы так работали.
Чуть ниже планочка по Белоруссии. Да, мы приезжаем на интервью к Лукашенко, но то и дело выводим по Скайпу представителей недобитой еще оппозиции. Правда, Луку мы выслушиваем раскрыв рот, боясь перебить, а всех этих диссидентов прессуем здесь и сейчас. В эфире немного критикуем усатого Батьку, заварившего всю эту кашу, но в принципе склоняем дорогих телезрителей на его сторону, потому как есть установка и подобный уже выбрал подобного.
Ну а то, как они «работают по Украине», вы сами все видите. Да, там есть правда. Но есть полуправда. И есть прямая ложь. Есть много сарказма, обзываний, перебиваний, перекрикиваний, дразнилок, юмора и смеха. Вот здесь те, кто так точно, умело характеризует армяно-азербайджанскую войну, опускаются до самого дна.
…Но хватит о политике — есть более важные вещи. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (Тургенев, «Русский язык»).
Вы заметили, какой чудный русский язык у Ильхама Алиева? У Никола Пашиняна чуть хуже, но все равно узнаю брата Колю. Русский язык — это то, что нас объединяло покруче КПСС.
…А теперь о спорте. В футболе без зрителей есть свой цимес. Знаете, какое у меня самое сильное впечатление от отборочного матча Лиги чемпионов «Динамо» (Киев) — «Гент» (Бельгия)? Да, тот самый великий и могучий, на котором говорили, кричали, подсказывали молодые киевские пацаны, все родившиеся уже после распада Союза. «Вася, откройся!», «Федя, встань в стенку!», «Леша, оттянись!» — раздавалось над пустым динамовским стадионом и на миллионах экранов у нас в России. Русский язык стал для этих украинцев родным, они на нем думают, чувствуют. И никакого «русского устного», который мы слышим на родных полянах.
Они с самого детства говорят по-русски, а теперь их переучивают. Кто в этом виноват? Опять Россия?
Только русский язык ни в чем не виноват. Он действительно велик и могуч и с лихвой перекрывает мову, вот его и боятся. И русская культура перекрывает украинскую, и русские герои. Вот им и остаются лишь Бандера да Мазепа.
…Распадается Советский Союз. Тридцать лет распадается, и еще будет. Предчувствие гражданской войны. А нам остается лишь держаться за свой язык — русский язык, такой прекрасный, такой умный, нежный. И хочется крикнуть, как когда-то Суворов: «Мы русские — какой восторг!». Будь ты хоть негр преклонных годов, хоть еврей, украинец, армянин или азербайджанец. Пока у нас есть русский язык, мы все русские.