Простой сельский работяга из Калмыкии действительно оказал нашим «органам» важнейшую помощь. Заметив группу подозрительных людей, он сумел сообщить о них по телефону в полицию, и в результате на место прибыла группа захвата, «повязавшая» беглых преступников. Пастух при этом серьезно рисковал, ведь если бы бандиты заметили его действия, они наверняка не пощадили бы этого человека: среди криминальной шестерки персонажи очень серьезные, получившие большие сроки за убийство, торговлю наркотиками... Так что миллион — вполне заслуженная награда за подобное геройство «овечьего пастыря».
Случаи таких вознаграждений бдительных граждан бывали и раньше.
Один из давних относится еще к советскому периоду. Ветеран КГБ вспомнил о громкой истории 1977 года. Тогда на «синей» линии московского метро в вагоне поезда прогремел взрыв. При проведении расследования чекистам очень помог один из свидетелей - мальчишка, который рассказал о сумке, где была спрятана самодельная бомба. «Цепочка», размотанная сотрудниками госбезопасности, исходя из этой информация, в итоге привела к террористам. А парнишку решено было наградить: ему вручили велосипед (по другой информации — комплект детской железной дороги).
Нечто подобное происходило и в других аналогичных ситуациях. Информаторы или те, кто оказал действенную помощь в задержании опасного нарушителя закона, получали ценные подарки, грамоты, порой даже ведомственные медали «За содействие МВД».
В лихие 1990-е годы милицейское руководство довольно активно стало использовать «коммерческий» подход к розыску особо опасных преступников. Правда, каких-либо специально выделенных средств для вознаграждений в бюджете МВД не было. Так что всякий раз приходилось изыскивать внебюджетные возможности. Помогали различные благотворительные фонды, поддерживающие работу органов охраны правопорядка, отдельные неравнодушные предприниматели. Порой инициатива о премировании за помощь в поимке преступников исходила от местных властей.
Вот лишь несколько примеров.
В 1995 году организация, объединившая влиятельных российских бизнесменов, пообещала премию в миллион долларов тому, кто поможет раскрыть убийство известного банкира Ивана Кивелиди. Позднее появилась информация, что вроде бы этот «лимон» был-таки выплачен человеку, который дал ценные для следствия свидетельские показания.
Летом 1996 года в течение одной недели прогремели взрывы в двух московских троллейбусах. При этом серьезно пострадало свыше 30 человек. Столичное правительство тогда пообещало награду в миллион долларов тем, кто поможет найти и задержать преступников. Годом позже, когда в Петербурге был убит вице-губернатор Михаил Маневич, мэрия Северной столицы объявила за помощь в поисках убийцы премию в 100 тысяч долларов. Правда, обе эти суммы так и не были никому выплачены: информаторов не нашлось.
Участившиеся в ту пору вылазки террористов, в том числе в Москве, привели к тому, что после некоторых наиболее резонансных терактов о крупных вознаграждениях за помощь в поимке их организаторов и исполнителей объявляла уже ФСБ. При этом каждый такой прецедент был уникален и требовал обсуждения финансового вопроса на самом высоком государственном уровне.
Наиболее внушительные денежные награды в итоге были объявлены за информацию о двух лидерах чеченских сепаратистов. В конце 1990-х гг. за поимку или «нейтрализацию» Шамиля Басаева правительство пообещало миллион долларов. В начале 2000-х этот руководитель боевиков был «запеленгован» и убит, однако точных сведений о выплате кому-либо обещанной премии в открытых источниках не нашлось. А вот голова Аслана Масхадова в подобном «прейскуранте» была оценена уже в национальной валюте: 300 миллионов рублей. Когда спустя несколько лет этого чеченского предводителя, действительно, смогли ликвидировать, прошла информация: «граждане, предоставившие спецслужбам сведения о местонахождении Масхадова, в полном объеме получили обещанное вознаграждение».
Сохранение инкогнито получивших деньги за помощь в обнаружении бандитов или предупреждении планирующегося ими преступления — практически закон. Это делается ради безопасности самого «помощника». Так что никаких имен-фамилий обогатившихся на содействии «органам» счастливчиков. Но то, что таких людей отнюдь не единицы, — факт.
Один из случаев последних лет: весной 2011 года распоряжением руководства МВД было выплачено вознаграждение 100 тысяч рублей жителю Петропавловска-Камчатского. Он помог правоохранителям найти убийцу, устроившего разбойное нападение, при котором погиб человек.
Другой эпизод также из 2011-го. Администрация Новгородской области с подачи начальника регионального УВД выделила миллион рублей для поощрения нескольких граждан, оказавших помощь в раскрытии крупной сети фальшивомонетчиков.
А весной 2014 года на сайте МВД России были вывешены фото десяти скрывающихся особо опасных преступников и помещено объявление, что за помощь в поимке их будет выплачен миллион рублей. Некоторое время спустя министр Колокольцев в одном из своих выступлений упомянул, что данная практика оправдала себя: благодаря помощи граждан, за май-июнь двое из бандитов пойманы. В частности, обещанный миллион получил житель Подмосковья, который помог задержать Орхана Зейналова, обвиняемого в убийстве, совершенном в столичном районе Бирюлево.
Вплоть до недавнего времени ситуация с назначением подобных «антикриминальных» премий оставалась с юридической точки зрения в подвешенном состоянии. Лишь летом 2018-го МВД утвердило особое положение о выплате гражданам России вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании преступников. Согласно ему полиция может обратиться к населению и пообещать серьезную сумму. Конкретное ее значение устанавливается в зависимости от уровня полицейского начальства: до 500 тысяч — по решению руководства территориального органа МВД, до 3 миллионов — решением зам. министра и свыше 3 миллионов — по решению министра внутренних дел.
Объявления о назначении денежной награды за поимку преступников несколько раз появлялись даже за последние месяцы.
Например, в начале сентября полиция Иркутской области объявила вознаграждение до 500 тысяч рублей за помощь в обнаружении двух сбежавших из-под стражи преступников - Сергея Устюгова и Татьяны Никитиной, которых до того осудили за совершение серии разбойных вооруженных нападений, кражи и незаконный оборот оружия.
1 июня банк назначил премию в миллион рублей тому, кто поможет поймать грабителей, ранивших двух инкассаторов в Красноярске и похитивших крупную сумму денег.
А вот в Свердловской области в том же месяце жителям было объявлено о возможности получить 3 миллиона за содействие в поимке давно разыскиваемого серийного убийцы, задушившего более 30 пенсионерок.
А КАК У НИХ
Судя по имеющейся информации, в мире существует боле 1000 организаций — государственных и общественных, которые практикуют обращение к гражданам с призывом помочь за вознаграждение в поимке особо опасных преступников. Подобный опыт распространен в США, Канаде, Бразилии, Австралии, Великобритании.
В Штатах еще с 1984 года действует такой закон: человек, передавший сведения, которые помогли предотвратить теракт против граждан Америки и собственности этой страны или привели бы к задержанию лица, виновного в международном терроризме, может получить награду в размере до 2 миллионов долларов. А если целью теракта был гражданский самолет США, сумма вырастает до 4 миллионов. В дополнение к тому еще и «бонус»: информатор вместе со своей семьей может быть ради безопасности перевезен в Соединенные Штаты или любую другую страну, получить американское гражданство и новые документы, обеспечивающие полную конфиденциальность.
Известно, что подобной услугой американцев воспользовался житель одной из азиатских стран, который во время «войны в Персидском заливе» сообщил американцам о запланированных иракскими спецслужбами терактах, жертвами которых могли стать тысячи людей. В результате взрывы были предотвращены. Сейчас информатор и его близкие живут в США, имея гражданство этой страны и внушительный банковский счет.