В первую очередь дело тут, наверное, в том, что есть у автора свое, пусть и не всем приятное, лицо. Есть свое, как говорят, unpopular opinion. И есть сила внутренней правоты, позволяющая идти своей дорогой и не оборачиваться, как сейчас принято, то серым волком, а то уточкой, в зависимости от прихотей политических муссонов. Назло всем лагерям выражает Кругосветов свое мнение – да, иногда крепко, иногда и откровенно грубо. Но всегда метко: не просто шлепок по щеке – а удар под дых общественному вкусу.
Судя по всему, именно это умение смотреть на себя в зеркало и не шарахаться от отражения и завоевало сердца пользователей ЖЖ в начале 2010-х, когда детский писатель и бывший научный работник засветился в этой, тогда еще более или менее живой социальной сети. Кругосветов пришел туда с заметками о российской жизни того времени – жизни, как нам всем известно, не просто бурлящей, но громокипящей, хмельно и бурно льющейся через край. Чего стоят только знаменитое вторжение Pussy Riot в храм Христа Спасителя, скандал в Тимирязевке, «Марш миллионов», задержания «проворовавшихся» крупных чиновников, таинственная смерть Бориса Березовского. Чего стоят даже не эти жуткие, иррациональные, на грани магического реализма события сами по себе, а реакция на них – шок, удушающее возмущение, истерика, потеря контроля.
Тут мы выходим на второе важное свойство Кругосветова – оставаться трезвым там, где трезвых почти не осталось. Видеть настоящую проблему. Распознавать «очковтирательство». Там, где в 2012 году бились кликуши, там, где поливали грязью друг друга «власть и оппозиция», вопрос: «А зачем это все нам – людям?» – задавали немногие. Среди них был и Кругосветов, писавший: «Обществу-то это зачем? Обществу, может быть, и не нужно. А кому-то очень даже нужны эти акции. Кого-то с кем-то стравить, кого-то соединить, кого-то кому-то противопоставить. Власть опорочит либералов. Либералы – Церковь. Церковь – «Пусси», феминисток, геев. «Пусси», геи, феминистки – власть и Церковь. Адвокаты работают на свой пиар. Верзилов шурует по Америке, дите демонстрирует, денежки сшибает. Как интересно. Живенько. Все при деле».
Этот вопрос автор задаст еще не раз. Это, в общем-то, главный вопрос, на который и провластным структурам, и оппозиционным силам неплохо бы самим обратить внимание, да только годы идут, а воз и ныне там. Зато здесь нас ждет пункт номер три: даже в 2020 году заметки Кругосветова – включая те, что датированы периодом 2012–2013 годов, – небезынтересно читать. Не только потому, что они задорно, с бодрящим ехидством написаны. Но и потому, что мы снова попали в «сумеречную зону», где в поступках и реакциях людей все меньше смысла, где правит бал новая, еще более масштабная истерика. И, возможно, не лишним будет обернуться и увидеть со стороны прошлое. Потому что все это уже с нами происходило. И теперь нам есть из чего вынести урок.
Справка
Саша Кругосветов – писатель, куратор Санкт-Петербургского отделения Интернационального cоюза писателей, член Союза писателей России, член Международной ассоциации авторов и публицистов APIA (Лондон).
Лауреат премий фестиваля фантастики «Роскон»: «Алиса» (2014), «Серебряный РосКон-2015», «Золотой РосКон-2019»; Международная литературная премия имени Владимира Гиляровского I степени, 2016; финалист премии «Независимой газеты» «Нонконформизм»-2016, 2017, 2018; Гран-при международного конкурса Франца Кафки 2018; лауреат Международного конкурса «Новый сказ» памяти П.П. Бажова, 2019; лауреат Международной литературной премии им. Ф.Кафки в номинации «Кафка – Синий кристалл», 2020.