«МК» задался вопросом: могут ли в этом качестве рассматриваться татуировки с уголовным значением и не нужно ли их поскорее свести?
По поводу символики организации единого мнения нет. Однако свой способ определять принадлежность человека к уголовной среде имеется у судмедэкспертов — по татуировкам.
— Если на теле «роспись», имеющая определенный смысл в уголовной среде, то ее обладатель если и не принадлежит к этой среде сам, то имеет в ней контакты или просто интересуется, — считает судмедэксперт Наталья Синицына.
С ней не согласны тату-мастера, уверяющие, что «нательную роспись» с отсылкой к уголовной романтике нередко заказывают клиенты, никакого отношения к этой части жизни не имеющие:
— Некоторые понимают, что просят картинку с зэковским смыслом, но им кажется, что это вполне невинно, — делится мастер тату-салона Марат. — Но есть и те, кто даже не догадывается, что то или иное изображение в уголовном мире может иметь конкретное значение. Я стараюсь предупреждать, конечно. Но обычно клиенты смотрят на меня, как на дурака: мол, а твое какое дело?! Но теперь, когда подобная татушка может повлечь за собой неприятные последствия, за предупреждения, думаю, будут благодарить…
Большинство юристов полагает, что если за татуировку с аббревиатурой АУЕ как за демонстрацию названия запрещенной в России организации могут привлечь к ответственности, то за татушки, просто популярные в тюрьмах, наказывать не должны. Ведь доказать, что человек сделал такую наколку осознанно, намекая на свою принадлежность к запрещенному движению, крайне сложно.
— Но из-за того, что четкая классификация опознавательных знаков запрещенного движения отсутствует, может возникнуть юридическая путаница, поэтому наколок с арестантским смыслом лучше избегать вовсе! — предупреждает адвокат Олег Синегубов.
Учитывая, что мода на тату не только держится уже много лет, но и периодически приобретает характер бума, набить татуху с криминальным подтекстом случайно намного проще, чем кажется, так как значение каждого конкретного изображения для криминального мира известно далеко не всем.
— В уголовной среде тату нужны, чтобы сообщить другим о статусе их обладателя, — поясняет Марат. — И если, скажем, перстни на пальцах, кресты на груди и купола на спине многие ассоциируют с тюрьмой, то есть такие картинки, о значении которых большинство понятия не имеет…
Вот примеры тату-сюжетов, популярных у обычных людей, но при этом содержащие в себе конкретный месседж криминальному миру:
• Изображение котика на любой части тела — мотаю не первый срок.
• Роза с шипами на женском теле — я лесбиянка.
• Роза с гладким стеблем — я села до совершеннолетия.
• Роза на бедре, окутанная колючей проволокой, — пассивная лесбиянка по принуждению.
• Роза на спине мужчины — «опущенный».
• Роза и сердце — набиваются сидящим за изнасилование.
• Роза ветров (восьмиконечная звезда) — вор в законе.
• Череп со скрещенными костями – отбываю пожизненный срок.
— У меня, например, татушка с розой — меня теперь привлекут?! — интересуюсь у адвоката Майи Шевцовой.
— Практики по привлечению к ответственности за татуировки с символикой запрещенных организаций в России пока нет. Однако закон, предполагающий за это ответственность, есть. Например, статья 20.3 КОАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование запрещенной атрибутики или символики — наказывается подобное нарушение штрафом от 1 до 2 тысяч рублей и административным арестом на срок до 15 суток.
У статьи есть примечание о том, что ее санкция не распространяется на символику, которая «формирует негативное отношение к указанному запрещенному движению». Каким образом это может выглядеть, пока не понятно. Может быть, символика запрещенного движения должна быть зачеркнута, перечеркнута крест-накрест, обведена в красный круг или еще как-то с негативным смыслом помечена.