Честно говоря, жителям и работникам легендарного космодрома сейчас не до этого. Самая главная «тайна» здесь: с каждым днём число заражённых коронавирусом растёт. Дождались вроде бы помощи из «Роскосмоса», прилетел целый самолёт с лекарствами и врачами, но, вероятно, его содержимое либо количество оказалось недостаточным, чтобы переломить ситуацию.
Руководство Казахстана сообщает, что лечит больных за свой счёт. Но тем не менее, инфекционная больница была развернута на базе Федерального медико-биологического агентства России. На сегодняшний день официально зарегистрированных случаев ковида - 359.
Неофициально вероятно - на порядок больше. В основном заболевшие сидят по домам. Госпитализируют - единицы. Я разговаривала с людьми, которые говорили о том, что не знают, что делать - тяжело болеют жены, мужья, родители...
Самолёт из России привёз тест-лабораторию, с помощью которой можно примерно определить масштаб эпидемии и отсортировать «положительных». Ведь ватной палочкой для ПЦР-диагностики ковид не вылечишь, как грустно шутят местные.
С момента, как в «МК» вышла первая публикация о том, что происходит на легендарном космодроме, количество умерших от смертельной инфекции увеличилось в три раза. Всего за неделю! С девяти до двадцати восьми человек. Только сегодня ночью скончалось ещё двое. Ни для кого не секрет, что именно заражённые казахстанцы стали причиной эпидемии.
Вспышка ковида на Байконуре совпала с резким ухудшением эпидемиологической ситуации в самом Казахстане. Вице-министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният сообщила, что больных коронавирусом в городе Байконуре действительно лечат за счет госбюджета Казахстана, но силами российских врачей. При этом статистика по городу Байконуру не входит в официальную статистику COVID-19 по Казахстану. Хотя чисто юридически - это все же казахская территория, сданная в аренду РФ.
Охраняемый КПП, пропуска, да и вообще отдаленность от Центральной России, были уверены байконурцы, сделают свое дело — болезнь не пройдет. И действительно до конца мая здесь было относительно спокойно. Однако положение резко ухудшилось, когда в местную больницу доставили вахтовиков из Атырауской области. Инфицированных ковидом было пятеро.
Целых пятеро «нулевых пациентов», тогда как в 1918-м году пресловутая «испанка» началась и вовсе с одного больного. Как могло случиться, что в закрытом городе, являющимся гордостью российской космонавтики, допустили подобную ситуацию?
Объяснили, что, дескать, все заболевшие были казахстанцами, но с пропиской на в Байконуре, поэтому отказать в госпитализации им было нельзя. Почему не могли запретить въезд лицам с опасным диагнозом? Посадить на карантин? Созвониться, наконец, с Москвой и объяснить, что вот есть такая проблема и она чревата опасными последствиями, что делать?
Вскоре число больных в Байконуре начало расти в геометрической прогрессии... Не хватало врачей, медсестёр, ИВЛ и КТ. Конечно, этот город не предрасположен к тому, чтобы в нем лежали в стационаре с вирусными пневмониями, у него другое, высокое предназначение. Запускать ракеты в небо. Только в июле намечено два коммерческих пуска. И что теперь? Отменять?
С 27 июня здесь заново объявлен строгий карантин. Теперь въезд и выезд на Байконур разрешён только по спецпропускам, выданных Управлением безопасности и режима администрации или Государственной корпорацией "Роскосмос". Покинуть город можно также в исключительных случаях, например, на похороны.
«В стационар по-прежнему кладут только тех, к кому домой пришли врачи. А вызывать докторов бесполезно, никто не едет. Из Москвы прислали реаниматолога, все лекарства, которые завозят в аптеку, сметают местные, зарегистрированные на Байконуре, отсылают своим родным за территорию города, потому что у наших соседей, дела тоже плохи», - поведали «МК» местные.
Нам передали видео из местного госпиталя. Стенающие, кашляющие люди на матрасах в больничном коридоре, привязанные к капельницам, составляющие единое целое с ними...
Когда из Москвы прибыл самолёт с помощью, первое, что сказали здешние руководители журналистам на камеру: «В принципе, хорошо, что прилетели, но у нас и у самих все есть». Да, именно так и сказали. И что делать дальше, куда бежать, байконурцы не знают. Самое поразительное, что пока в столице в «Роскосмосе» ловят шпионов, подлинных или мнимых, на том же Байконуре так никто и не ответил, каким образом в городе допустили вспышку опасного заболевания.