Некоторая опасность для поклонников творчества Серебренникова, если честно, сохраняется. Как он сам рассказал в интервью изданию The Hollywood Reporter, многие театральные деятели со всего мира, в частности из Германии, Австрии и Франции, сообщили ему, что начали собирать деньги, чтобы «выкупить» его. Ну, может, еще православное движение «Сорок сороков» подключится к сбору средств, поскольку мечтает, чтобы именитый режиссер смог безвозвратно покинуть страну.
Для самого же Серебренникова отсутствие средств на возмещение ущерба не слишком большая неприятность (по сравнению с реальным сроком, который ему светил). Возможно, придется расстаться с квартирой в Германии за 300 тысяч евро (следствие утверждает, что она была приобретена в период совершения мошенничества, но режиссер это опровергает — говорит, купил на свои). Квартиру на Пречистенке оставят как единственное жилье. Ну и, возможно, придется отдавать государству до 25% от зарплаты. Благо суд не запретил руководить учреждениями культуры. Нельзя, правда, попадаться даже на мелкой уголовке — можно стать рецидивистом и уже точно присесть на нары.
Ну и зачем ему уезжать? У нас большая страна, по которой, как сказал в интервью сам Серебренников, он может ездить беспрепятственно. Ведь можно медитировать на свежем воздухе в норильской тундре, ставить в горах Чечни спектакли, продвигающие ЛГБТ-движение, эпатировать столичную богему каким-нибудь восхваляющим Путина произведением... Русское поле открыто экспериментам.
Работать в нечеловеческих условиях удушения свободы ему не привыкать. Все в том же интервью Серебренников рассказывает, как душители его творчества, у которых он брал деньги, были в 2017 году на премьере его балета «Нуреев». Балет он поставил, уже находясь под арестом. «В то же время министр культуры и множество чиновников аплодировали этому балету в Большом театре. Я сидел дома, а они аплодировали моей работе. Это был довольно странный момент для меня». Кстати, сложно спорить насчет странности момента, ведь, как утверждает в интервью режиссер, в ходе расследования дела о мошенничестве и суда он был «готов ко всему, потому что знал, что они хотят крови». Тут и биполярное расстройство недолго заработать: хотят крови, но позволяют ставить довольно неоднозначный балет. Да и приговор тоже странноватый: вот вроде ненавидят свободных людей, а на свободу отпускают даже по «тяжкому» составу преступления. Странновато выглядит и заявление Серебренникова, что он ничего не понимает в деньгах. Интересно, как может не уметь считать человек, закончивший с красным дипломом физический факультет Ростовского государственного университета. И если он в деньгах ничего не понимает, то почему тогда уверен, что у него их нет? А если попрыгать?
«С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства». Это Серебренников сказал в 2014 году. Власть свои обязательства выполнила и, поскольку жутко корыстная, потребовала и от режиссера выполнения обязательств. В тысячный раз наступив на те же грабли — ну не работает это с творческими людьми свободных взглядов. Пора бы уже поумнеть.
Шанс, кстати, есть. Пока Серебренников будет «заложником» в России работать, весь финансовый департамент Минкульта надо на его спектакли загонять. Так, глядишь, и государственные деньги перестанут в черную дыру уходить.