Напомним, детей обнаружил в московской квартире сотрудник детской поликлиники. Вместе с ними находились няня – гражданка Китая и женщина, которая, предположительно, является суррогатной матерью одного из младенцев. Сейчас уже известны и имена сурмам – это три китаянки, одна россиянка и одна гражданка Казахстана. Вместе с детьми были обнаружены и документы на усыновление двух младенцев на китайском языке. По другим сведениям, это были документы о проведенных процедурах ЭКО. Соседи говорят, что в квартире они видели множество китайцев.
ГУ СК России по Москве возбудило уголовное дело о торговле людьми.
Детишек уже обследовали врачи (они развезены по трем больницам Москвы), видимых патологий у них не нашли, как и следов насилия. У одного ребенка обнаружена небольшая физиологическая желтуха и легкий конъюнктивит. «Можно назвать их здоровыми, видно, что за детьми ухаживали, они не были брошены», – сказал главный педиатр Москвы Исмаил Османов.
«МК» попросил разъяснить ситуацию почетного члена Российской Ассоциации репродукции человека, гендиректора Центра репродукции и генетики Маргариту Аншину:
– Как обстоят дела с суррогатным материнством в России?
– Знаете, как в том анекдоте: с суррогатным материнством у нас всё хорошо, у нас без него плохо. Не сомневаюсь, что вслед за «находкой» младенцев, рожденных суррогатными мамами, на нас снова обрушится лавина негодования с требованием запретить не только суррогатное материнство, но и ЭКО в целом.
– Что могло произойти в этом инциденте с пятью младенцами?
– Как я понимаю, детей не смогли забрать, и еще какое-то время не смогут этого сделать их генетические родители – иностранцы, поскольку все границы закрыты. Естественно, что они остались в России.
Насколько я знаю, этим детям обеспечен нормальный уход – и раньше, и сейчас, когда они под опекой государства. Ситуация сейчас одинакова во всех странах. На Украине и в Грузии, где весьма распространены услуги суррогатного материнства, это сейчас тоже большая проблема: много детей «зависло» между странами. Когда границы откроются, я полагаю, ситуация разрешится.
Это не продажа детей. Здесь нет ничего преступного. Надо понимать, что суррогатная программа проводится только тем женщинам, у которых есть медицинские противопоказания для вынашивания беременности и родов. Для них, как и для их мужей, это единственная возможность иметь детей. Законом в нашей стране суррогатное материнство однозначно разрешается только по медпоказаниям, например, если у женщины нет матки или врожденная патология матки, и она не может выносить ребенка. Или у нее есть серьезные заболевания: порок сердца, диабет, онкология и т.д., при которых беременность противопоказана. В таких случаях суррогатные мамы незаменимы.
– Почему среди сурмам и биологических родителей оказались китайцы?
– В Китае суррогатное материнство вообще никак не отрегулировано. Суррогатная мать, родившая в Китае ребенка, должна регистрировать ребенка на себя, то есть, матерью будет считаться она. Это, конечно, мало кого устраивает, поэтому китайцы ищут решение своей проблемы в других странах. Обратно в Китай родители (настоящие родители, генетические) въезжают уже с ребенком, зарегистрированным на их имя, поэтому никаких вопросов к ним не возникают.
– Но Следственный комитет завел уголовное дело о торговле людьми…
– Ставить знак равенства между суррогатным материнством и торговлей детьми – безграмотно и опасно, поскольку стимулируют «озабоченных» законников вновь и вновь поднимать вопросы о запрете СМ и ЭКО. Ещё раз подчеркну: суррогатное материнство – незаменимая и необходимая услуга в рамках высокотехнологичного метода лечения бесплодия.
– А тот факт, что детей обнаружили в обычной квартире?
– Здесь я тоже не вижу ничего криминального. Если состояние детей позволяет их выписать, зачем держать их в больнице? Нет никакой регламентации по этому поводу. Их вынашивают, как при обычной беременности, их рожают, как и в случае обычных родов, и выписывают домой, если состояние позволяет.
– Давайте напомним, что такое суррогатное материнство.
– У женщины, которая не может выносить или родить ребенка, получают яйцеклетки, оплодотворяют их спермой мужа, получившийся эмбрион переносят в матку суррогатной матери, которая носит этого ребенка, а после родов передаёт его генетическим родителям. В суррогатных программах в нашей стране могут участвовать и россиянки, и украинки, и выходцы из Средней Азии. Это совершенно не запрещено. Правила одинаковые и для российских граждан, и для иностранцев.
Адвокат Сталина Гуревич добавляет:
– Нужно понимать, как здесь были оформлены документы. По российскому закону обязательно должен быть отказ сурматери уже после родов. И после этого следует оформлять необходимые для ребенка документы: свидетельство о рождении, гражданство и т.д. Потому что суррогатная может передумать и оставить ребенка себе, это ее право. Тогда в свидетельство вписываются суррогатная мать и генетический отец, а дальше уже идут суды о признании отцовства и так далее.
В этой истории, судя по всему, при составлении договора сурмамами были написаны заявления о согласии передать ребенка. Возможно, в этом случае правоохранительные органы перестраховались, возбудив сразу дело о торговле людьми, они потом уже будут разбираться, так ли это на самом деле.
Добавим, что пакеты услуг по стоимости колеблются от 279 тыс. рублей до 2,9 млн. руб.
Дальнейшие судьбы «найденышей» определят органы опеки. Как предполагается, детишек поместят в детские дома, и там они будут дожидаться приезда своих генетических родителей из Китая.