— Елена Леонидовна, как вы думаете, ускорит ли пандемия развитие дистанционного образования в стране?
— Безусловно, пандемия стала вызовом для высшего образования, но в какой-то степени и стимулом для развития дистанционного образования. Наши преподаватели в целом очень быстро и адекватно ответили на этот вызов: освоили необходимые цифровые программы и приложения, которые сегодня используются для обучения студентов, записывали лекции в аудио- и видеоформате, усовершенствовали методическое сопровождение своих дисциплин.
Можно ли обучить журналистике дистанционно? Думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа. Да, онлайн-формат предоставляет возможность читать лекции, проводить коллоквиумы, научные дискуссии. Мы также поняли, что онлайн-работа над некоторыми цифровыми медиапроектами похожа на деятельность современного ньюсрума, в который журналисты благодаря цифровой медиакоммуникации передают свои материалы в любом формате из любой точки мира. Такая работа, конечно, формирует мультимедийные компетенции, необходимые современному журналисту для работы в конвергентной редакции.
Но многие творческие задания выполнять в условиях «полевой работы» без присутствия на месте события сложно. Речь идет о материалах, основанных на журналистских наблюдениях, журналистских расследованиях, о репортажах и интервью, ведь для реальной журналистики нужны реальные люди и реальная жизнь и погружение журналиста в эту реальную жизнь, общение с реальными людьми.
— Из-за пандемии финал олимпиады «Покори Воробьевы горы!» впервые прошел в дистанционном формате. Как вы оцениваете результаты ребят по направлению «журналистика»?
— Действительно, в этом году и организаторы, и участники олимпиады оказались в непростой ситуации. Отмечу сразу, что ребята продемонстрировали удивительную собранность и нацеленность на высокий результат. Как итог — много интересных и, я бы даже сказала, профессиональных работ.
Дистанционный формат для учеников 11-х классов предполагал процедуру прокторинга — наблюдение экзаменаторов за финалистами по видеосвязи. Каждый участник получил задание в личном кабинете на портале олимпиады. Темы были сложными. Например: «Представьте, что вы готовите журналистский материал на тему «Великие географические открытия». Опишите кратко замысел и содержание материала. Подготовьте вопросы для интервью с путешественником».
Конечно, с нашей стороны были некоторые опасения: ребята писали работу в течение трех часов, и мы не знали, что делать, если прервется связь или возникнет какая-то непредвиденная ситуация, но все прошло без накладок.
Многие справились со сложным заданием просто блестяще. Признаюсь, у жюри даже закралось сомнение в авторстве некоторых работ, но в ходе дополнительного онлайн-собеседования ребята не только подтвердили свое авторство, но буквально поразили членов жюри обширностью знаний и легкостью рассуждений о Сартре или об этических принципах журналистики. Кстати, в ходе собеседования обнаружилось, что среди претендентов в призеры олимпиады «Покори Воробьевы горы!» оказался призер олимпиады «Ломоносов» по журналистике. Отмечу, что все работы мы, как обычно, читали в зашифрованном виде и не знали имен участников до того момента, пока не были выставлены баллы. Оказалось, что среди победителей и призеров олимпиады 19 участников представляли не столичные регионы, а наивысший результат — 98 баллов — показал участник из Ярославской области.
— Итоговые экзамены и защита дипломов на факультете тоже пройдут в дистанционном формате? Состоится ли торжественное вручение дипломов?
— Государственный экзамен и защита ВКР — выпускной квалификационной работы — уже успешно прошли в дистанционном формате на платформе МГУ «Университет без границ». Экзамен выпускники сдавали письменно, под контролем наблюдателей. Студентам выпадал случайный билет, на который они отвечали в течение часа. Конечно, с вопросами билетов студенты были ознакомлены заранее, еще в прошлом году, как того требуют наши нормативные документы, но с процедурой государственного экзамена, как и положено, — за месяц до его проведения. К тому же у нас был пробный, тестовый, день, когда каждый студент мог зайти на платформу «Университет без границ» и проверить себя, чтобы избежать возможных ошибок во время сдачи экзамена. В результате абсолютно все студенты успешно сдали государственный экзамен.
Защита выпускной квалификационной работы также проходила с использованием дистанционных технологий. Студенты выступали с презентацией или докладом о своей работе, выступали научные руководители и рецензенты, часто разгорались дискуссии.
Вручение дипломов в этом году будет уникальным: вместе с другими факультетами МГУ мы организуем в конце июня «цифровой выпускной» в дистанционном формате. Ну а после снятия всех ограничений по самоизоляции мы очень хотим провести традиционную торжественную церемонию вручения дипломов, поздравим наших выпускников и, конечно, сделаем традиционную фотографию на нашей великолепной лестнице.
— Удалось ли провести на журфаке легендарный день выпускников?
— Да, в этот раз он также впервые прошел в дистанционном формате. 5 июня на официальном сайте факультета мы разместили поздравление президента факультета Ясена Николаевича Засурского, ролики с архивными видео- и фотоматериалами, видеообращения выпускников. А вечером в официальном аккаунте факультета в Instagram провели прямой эфир с участием преподавателей, представителей юбилейных курсов, известных журналистов — выпускников нашего факультета.
В этот же день по традиции состоялось торжественное заседание ученого совета, на котором звание почетного выпускника факультета единогласно было присвоено профессору Григорию Яковлевичу Солганику — известному ученому, лингвисту, под руководством которого сложилась Московская школа стилистики.
— Из-за коронавируса за последние месяцы сильно изменилась основная повестка мировых и российских СМИ. Какие главные принципы, на ваш взгляд, должен соблюдать журналист при освещении событий в подобной ситуации?
— Сегодня общество беспокоит не только пандемия коронавируса, но и усиленная им опасность фейкньюс — фальшивых новостей, которые активно препятствуют реальному пониманию событий, а часто используются для манипуляции общественным сознанием, для создания паники. Если пандемия — это сейчас враг номер один, то врагом номер два можно считать инфодемию. Пандемия только усилила важность достоверной и оперативной информации. Люди сейчас особенно нуждаются в достоверных новостях и достоверной аналитике. В этих условиях журналистское сообщество обязано придерживаться принципов социальной ответственности и профессиональной журналистской этики.
Именно журналист сейчас становится ответственным, надежным незаменимым проводником в мире информации, самым достоверным источником информации для своей аудитории: читателей, зрителей, слушателей, пользователей. И не только потому, что он несет уголовную, административную ответственность за распространение ложной информации. Журналист не только в период пандемии, но и в любое другое время должен честно выполнять свою работу. Сообщая актуальные новости, проверяя факты и формируя социально значимую повестку дня, по которой живет аудитория, журналист должен прежде всего руководствоваться профессиональной этикой, ответственностью перед обществом и аудиторией.