Торговый центр, куда я иду, считается одним из самых посещаемых в Москве. По словам сотрудников молла, именно поэтому Роспотребнадзор предъявил к здешним магазинам самые жесткие требования.
Я приехала в торговый центр к открытию, в 10.00 утра. Не сомневалась, народ на радостях побежит отовариваться. Лето на носу, пора запасаться обновками. Да не тут-то было.
Перед въездом на парковку тормозят охранники. Двое крепких мужчин в масках, защитном экране и перчатках проверяют содержимое багажника.
- Вы случайно не сотрудник ТЦ? У нас теперь парковаться могут только посетители, чтобы избежать столпотворения на паркинге, - предупреждает дежурный. Как отличить сотрудника от покупателя – мужчины сами не понимают. Приходится верить на слово.
Парковка – пустая. Десяток автомобилей от силы.
Прохожу к рамке металлодетектора. Меня встречают два охранника в защитных экранах. Мужчины пристально следят за внешним видом посетителей. Проход разрешен только тем, кто соблюдает масочно-перчаточный режим. Ковид-диссидентам вход на территорию ТЦ заказан.
- Без маски внутрь не пропустим, без перчаток тоже, - предупреждает один из работников. – Если с собой не взяли, возьмите у нас.
На отдельном столике лежит упаковка медицинских масок, белые защитные перчатки огромного размера. Я бы могла две руки засунуть в одну перчатку.
- Перчатки лучше сразу обработать санитайзером для вашего спокойствия, - советует один из собеседников.
Дальше – лифт. На полу разметка с надписью: «Безопасность начинается здесь». Непосредственно перед кабиной - рисунок, обозначающий, что вместимость лифта теперь три человека с соблюдением дистанции. Вспоминаю, что в былые времена в эти просторные лифты забивались и по 15 человек.
- Специально обученные люди контролирую столпотворения в лифтах, - поясняет сотрудник ТЦ. – Надеемся, у народу хватит ума не ехать в переполненной кабине.
За спуском по эскалатору тоже надзирают люди в форме. Дышать в спину друг другу на подъемнике не получится. Дистанция между людьми должна составлять 1,5 метра – о чем свидетельствует предупреждающая табличка на полу. По словам охранников, народ должен стоять через две ступеньки.
Охранников в ТЦ теперь больше, чем покупателей. Опознать сотрудников легко – все они в защитных экранах.
«Примерочные дезинфицируют, одежду обрабатывают паром»
Прохожу в магазин одежды. На витрине надпись «С возвращением!». Вход в мужской зал только через женский отдел. Проход разделили на две зоны: слева – вход, справа – выход. За соблюдением правил бдит сотрудница магазина. Направляет покупателей в нужном направлении.
- Сюда входим, туда выходим, - поясняет девушка.
- Какая разница? – возмущается одна из посетительниц.
- Таковы требования Роспотребнадзора.
Замечаю, что на разметки на полу о соблюдения дистанции никто из покупателей не обращает внимания. Да и в маске бдительность народа притупляется – в ней жарко и обзор загораживает.
Перед входом в зал женской одежды стоят санитайзеры. Люди послушно обрабатывают руки в перчатках.
Покупателей единицы. Все в масках-перчатках. Без них – в зал не пропустят. Качать права тоже не получится.
Продавцы в магазине - в масках и защитных экранах.
Хожу по залу. Ассортимент скудный. Летних новинок почти нет. Глобальной распродажи зимней и весенней коллекции тоже не наблюдается. Ощущение, что продают то, что залежалось на складах с марта.
Беру пиджак, летнюю обувь, платье. Направляюсь в примерочную. Вижу надпись: «Примерочные продезинфицированы». Но и здесь теперь установили правила.
- Проходите в кабинку. Только если видите, что одна закрыта, не занимайте следующую за ней, а идите через одну, - предупреждает сотрудница.
Номерки, свидетельствующие, о количестве набранных вещей не выдают. Вручную одежду тоже не пересчитывают, чтобы избежать прямого контакта.
После примерки, одежду следует оставить на специальной вешалке. Здесь же надпись: «Оставьте товары, которые вам не подошли, мы проведем обработку». После примерки каждую вещь теперь обрабатывают паром.
Как будут соблюдаться все правила, если в магазине покупателей соберется больше, пока сами продавцы не понимают.
Прохожу на кассу. Кассир обслуживает покупателей за стеклом. Рекомендуют производить оплату картой. Наличные не приветствуются.
- Как будете контролировать поток посетителей? – интересуюсь.
- Судя по опыту других стран, первое время наплыва покупателей не ожидается, - говорит сотрудница магазина. - Кому сейчас нужны вещи? А через 14 дней, если количество заболевших не увеличится, дай бог, станем работать в прежнем режиме.
- Дезинфицируете помещение часто?
- Каждые два часа протираем полы, вешалки.
Обращаю внимание на солнечные очки, что лежат около кассы.
- Очки лучше не примерять для вашей безопасности, - улыбается продавщица. - Или сами обрабатывайте их.
«Больше 58 покупателей не примем, всех считаем по головам»
Рядом еще один магазин одежды. Перед входом табличка: «В магазине количество покупателей ограничено».
- У нас площадь небольшая, поэтому одновременно могут находится 58 человек, - поясняет работница. – Считаем покупателей по головам. У охранника на входе специальный прибор для подсчета народа – нажимает на «плюс» - зашел покупатель, на «минус» - вышел.
Заглянула в обувной.
- Можно примерить обувь? – интересуюсь.
- Можно. Только на носок или можем выдать следки.
- Босоножки тоже на носок?
- Тоже.
- Вьетнамки?
- Без носка ничего нельзя. Мы же не сможем после каждого покупателя обрабатывать обувь, она испортится.
В магазине «Оптика» правила попроще. Очки примерять можно, после каждого покупателя их протирают спиртовыми салфетками. То же самое с украшениями.
В магазине белья правила такие же, как и с одеждой: примерила бюстгальтер, не подошел, сдала, нижнее белье – обработали паром, вернули на вешалку.
Спрашиваю у продавца, не жарко ли работать в маске и в защитном экране.
- Еще как жарко, у коллег все волосы мокрые от защитных экранов. Не представляем, как выдержим смену, - жалуется девушка. – Еще экраны сильно давят на виски и лоб. Я два часа постояла, у меня уже голова раскалывается. Но лучше помучаемся, зато хоть деньги получим, чем без работы сидеть.
Теперь - в магазин сумок.
- Сумки можно трогать только в перчатках, мы их протирать все время не станем, - говорит продавщица. – Для нас установили правила – мы работаем в двух перчатках. Первым слоем надеваем чистые текстильные, чтобы демонстрировать товар. А чтобы обработать поверхности – сверху натягиваем латексные, которые считаются «грязными».
Сотрудники отдела спортоваров пошли дальше в плане безопасности. У кассы установили табличка: «Положите товары, затем отойдите от кассы на 2 метра».
«Помаду выбирайте на глаз, к товару запрещено прикасаться»
Магазин косметики. Прозрачной пленкой затянуто все – помада, тени, румяна, тушь.
- Вам запрещено прикасаться к товару. Если хотите что-то выбрать, опишите, например, нужный цвет помады, мы вам поберем сами. Тон под вашу кожу выберем на глаз», — доводит до сведения сотрудница отдела.
В соседнем косметическом бутике разрешено тестировать продукцию.
- Можете взять тюбик помады, нанести на запястье, но не на губы. После использования мы каждую помаду обработаем специальной салфеткой для жирных текстур, - поясняет продавщица. - Духи тоже нанесем вам на запястье. Хотите, для настроения сейчас брызну вам на руку?
В третьем косметическом магазине некоторую продукцию и вовсе убрали в прилавки.
- Пробников больше нет. Руками трогать ничего нельзя. Консультант сам покажет все, что нужно. Духи брызгаем вам на бумажный тестер, который продавец положит на полочку, отойдет на расстояние, вы возьмете. К покупателю ближе, чем на полтора метра нам приближаться нельзя.
- Как вы собираетесь обрабатывать помещение каждые два часа? Покупателей выгонять?
- Людей выгонять не станем. Полы моем каждые два часа, к тому же включили кондиционер на полную мощность – проветривать по-другому не получится. Видите, у нас все сотрудницы в теплой одежде, холодно в зале.
Рядом магазин матрасов.
- Матрас можно попробовать, даже полежать на нем разрешается – для этого запаслись простынками из полиэтилена. После покупателей обрабатываем простынки, - рассказывает продавец. – Еще всех работников торгового центра обязали каждую неделю сдавать тесты на антитела.
Тяжелее всего приходится сотрудникам книжного магазина.
- По правилам Роскомнадзора мы должны обрабатывать помещение каждый час. Получается, моем полы и протираем полки весь день, - вздыхает сотрудница. – Пока у нас особо ничего не покупают. Только коллеги из других магазинов берут разметки для пола.
В отделе с техникой тоже дела обстоят неважно.
- Покупателей нет, скидок нет, товар новый тоже не завезли, застрял где-то пока карантин, - поясняет продавец.
В ТЦ закрыты зоны фуд-корта, кафе, рестораны.
Без особых санитарных мер работают только сортиры. Пожалуй, это единственной место в торговом центре, куда разрешен вход без масок и перчаток.