СМИ сообщили, что в госпиталь доставлен президент Bank of Punjab Зафар Масуд. Также, по некоторым данным, родственница одного из пассажиров сумела связаться с ним уже после крушения. Идет ли речь об одном и том же человеке, пока не ясно. Таже ряд источников утверждают, что выжить сумели один или несколько детей.
- При полном разрушении самолета люди остаются в живых не часто. Что можно сделать, чтобы попытаться выжить в авиакатастрофе?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Это от многого зависит. Кто-то говорит, что пассажиры обязательно должны быть пристегнуты. Но я знаю, что в автомобильных авариях некоторые люди, которые были не пристегнуты, оставались живыми, а те, которые пристегнулись - погибли.
- Летчиков учат в летных училищах, как выжить в авиакатастрофе?
- Учат, конечно. Но это совсем другое. Вот вы знаете, что военные летчики в военном самолете летают с парашютом, а гражданские в пассажирском - без парашюта? Это сделано умышленно — потому что пилот борется за свою жизнь и этим спасает остальных. А для того, чтобы спасти жизнь себе и остальным, должна быть очень хорошая выучка, подготовка, тренировка, быстрота мышления.
- Поставлю вопрос иначе — предположим, вы летите пассажиром. Что бы вы предприняли в экстренной ситуации?
- Заскочить в кабину летчиков и дать какие-то рекомендации я не смогу — дверь там закрыта, хотя в доли секунды смог бы оценить ситуацию и дать рекомендации — я налетал на этом типе самолета 23 тысячи часов. Постарался бы убедить бортпроводника пустить меня в кабину. А как пассажир я ничего абсолютно сделать не могу.
- То есть все вот это: наклониться, закрыть голову — не поможет?
- Если это пике и самолет вот-вот воткнется в землю — никаких вариантов. А если командир пытается посадить самолет, а там внизу, например, неровная площадка, тогда — другое дело. Как пассажиры мы обязаны выполнить то, что написано в инструкции безопасности, которая есть в кармане каждого кресла. И бортпроводники нам всегда рассказывают, что нужно делать.
Но даже если мы эту правильную позу приняли, то мы все равно зависим полностью от действий экипажа и конкретно - командира корабля. В случае жесткой посадки такая поза спасет. Но если посадка запредельно грубая и произошло разрушение самолета, возгорание — тут уже шансы на выживание зависят от везения.
- Неужели у вас нет секретов, которые бы это везение могли увеличить?
- Вы заметили, что памятка, что нужно делать в экстремальных случаях, во всех авиакомпаниях абсолютно одинакова? Это потому, что все процедуры по спасению четко выверены. Летчики и бортпроводники обязательно отрабатывают на водных и наземных тренажерах аварийную эвакуацию пассажиров.
Знаете, как это происходит? Я плюхаюсь в воду и говорю: я пассажир и ничего не умею, не знаю. И девочка-стюардесса, вес которой 57 килограммов, должна мне, в котором 90 кг, оказать помощь. Летчиков также учат — несколько человек в бассейне лежат, а мы обязаны их вытащить. Хватаешь человека за волосы, вытаскиваешь из воды - чтобы дышал, кладешь к себе на спину и тащишь. Всем этим приемам нас всех не просто учат - натаскивают. До автоматизма, как обезьян.
Так что, в следующий раз, когда сядете в самолет, очень внимательно посмотрите, что показывают вам бортпроводники — как надеть спасательный жилет, в какой свисток дунуть, как лампочка зажигается. Это - очень актуальные вопросы. Это - ваша жизнь. А еще лучше - берите после этого инструкцию и «фотографируйте» ее взглядом с двух сторон. И весь полет пусть у вас именно это будет сидеть в голове, а не то, какой вам принесли бутерброд или чай.
- Пассажирское место имеет значение для выживания? Где лучше сесть - впереди, в центре или в хвосте?
- Трудно сказать. Все зависит от того, какие события будут происходить, и как будет складываться ситуация.
- И все же - такой фактор как близость к эвакуационному выходу имеет значение?
- Ближе — лучше. То, где находится ближайшая к вам эвакуационная дверь, тоже пусть весь полет будет у вас в голове. И тогда, если что-то случится - 90 %, что вы выживете.
Читайте также: Чудесное спасение: банкир выжил в катастрофе пакистанского самолета