Ровно пять лет в редакции живет огромный ободранный плюшевый пес – любимая игрушка Вари. В далеком теперь 2015 году мама принесла его со словами: «Можно передать его в «Лефортово»? Игрушку, конечно же, тогда не приняли. Не положено.
Встреча с Варей в «Лефортово» меня потрясла до глубины души – она сидела в камере как маленьких затравленный зверек. Говорить с ней приходилось почти как с ребенком - наивным, напуганным, запутавшимся.
Я напомню ее историю в двух словах. Студентка-отличница, просиживающая за книжками или занимающаяся спортом, влюбилась в парня по переписке Вконтакте - он представился ей как болельщик ЦСКА. Она его так и ни разу не увидела. Не исключено, что это был реальный парень, который «перепродал» потом свой аккаунт профессиональному вербовщику. Этот виртуальный жених был единственным в жизни замкнутой девочки Вари. Первая любовь, в которую она окунулась с головой. Он даже внушил ей, что они виртуально… обвенчались.
Ну а потом было то, о чем писали все СМИ, - Варя собрала чемодан, в который сложила кружевное белье и чулки - все, что нужно для встречи с любимым мужчиной. Задержали ее по просьбе отца на границе с Турцией. Спасли тогда? Однозначно. Может, и не было бы уже Вари (в Сирии, куда она отправлялась, террористы с русской девушкой могли сделать самое страшное).
Эх, если бы на этом миссия ФСБ закончилась! Но нет, нужно было поймать вербовщиков и накрыть всю их сеть (что правильно, безусловно!), а для этого решили использовать чувства Вари. Ее заставили вновь вступить в переписку с «любимым».
Сотрудники ФСБ сидели рядом и говорили, какие любовные признания и как писать. Помню, мама рассказывала: «Им надо было, чтобы она писала с той же страстью, что и раньше, только под их контролем. Понимаете? Это как алкоголику доверить бутылку». . Она послушно все делала. До какого-то момента. А потом отказалась от дальнейшего сотрудничества. И после этого сразу оказалась в «Лефортово». По мне, так это подлость со стороны спецслужб. А что еще? Использовали, пока могли, потом наказали.
Помню, тогда я впервые поняла, что для таких следователи ФСБ люди - мусор. Они вам могут часами говорить об интересах родины, но разве Родина это не Варя и такие как она?!
Варя получила «по полной» за преступление, которое, на взгляд известных юристов, не совершила – она ведь так никуда и не приехала, ни к какой запрещённой организации не присоединилась.
Она выжила в колонии. Выстояла. И вернулась, чтобы начать новую жизнь. Не побоялась. Даже не стала прятаться за новым ФИО (помните, она поменяла паспорт на Иванову?). Мама, папа, сестра – все отогревали ее. Отогрели. И потом случилось то, о чем мама писала ей в письмах в «Лефортово» (про то, что ее ждут настоящие мужчины, готовы ради нее на любые подвиги) - новая теперь уже настоящая любовь. И такой мужчина оказался рядом – адвокат (но не тот, что ее защищал, а его друг) Олег Елисеев.
- Мне кажется, что он в нашей семье был всегда! - говорит мама Кира Караулова. - Ужасно приятного видеть Варю счастливой. До слез!
- Мы все в свадебной суете, - говорит сама Варя. – Такой бардак дома. Мы счастливы.
Из-за ограничений в связи с коронавиурсом решили, что свадьба пройти в узком кругу. Но настоящему счастью разве нужны свидетели? Впрочем, мы, вся страна, по факту ими являемся.
А еще, может, эта свадьба снимет груз с совести тех, кто едва не погубил Варю. Ведь, как известно, ранить сердце другого человека - высшая форма насилия. Варя от раны оправилась. И всех простила.
А от нас Варе свадебный подарок – тот самый игрушечный пес. Пусть он станет символом того, что плохие времена позади.