МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Пожары, смерти: что не так с аппаратами ИВЛ

Помещенные на них пациенты с коронавирусом рискуют вдвойне

В реанимациях, где проходят лечение тяжелые больные с коронавирусной инфекцией, за три дня произошло два пожара: 9 мая в московской больнице N 50 и 12 мая в больнице Святого Георгия в Петербурге. По данным следствия причиной трагедии в обоих случаях стало короткое замыкание на аппарате ИВЛ, к которому был подключен пациент с тяжелой коронавирусной инфекцией. В Москве погибла женщина. В Питере задохнулись продуктами горения пять человек. Мы выясняли, что может быть не так с аппаратами ИВЛ.

Фото: АГН «Москва»

В обеих больницах, как теперь выясняется, использовались аппараты ИВЛ модели «Авента-М», произведенные на Уральском приборостроительном заводе.

По данным сайта госзакупок, больница Святого Георгия заключила контракт на поставку 237 аппаратов 24 апреля на 441,2 млн.руб. В начале мая часть заказа уже пришла. Аппараты были собраны и стали использоваться.

«Мы подтверждаем, что аппараты ИВЛ производства АО «Уральский приборостроительный завод» в рамках контракта поставлялись в Петербург. Официальными данными о том, какие аппараты были установлены в зоне возгорания, мы не располагаем», - объяснила «МК» Лидия Зимина, пресс-секретарь Уральского приборостроительного завода.

Тем не менее, вчера завод временно приостановил поставки аппаратов ИВЛ «Авента-М» в больницы Москвы и Петербурга. Впрочем, по некоторым данным, за минувшие праздники в две столицы уже было поставлено порядка 200 таких аппаратов. Так что шансы тяжело больного москвича или питерца оказаться подключенным к одной из «Авент-М» сейчас довольно высоки.

«МК» поинтересовался мнением анестезиологов и реаниматологов, имеющих опыт работы на этом аппарате. Фамилии не указываем, чтобы у них не было неприятностей.

«Было дело: почти месяц больной на нем лежал, проблем не было. От замыкания и перегрева ни один иномарочный аппарат не застрахован. В отделении же был персонал, и, если бы что-то не так пошло, я думаю, это бы заметили».

«Абсолютно непредсказуемая машина с «Уралприборзавода». Без присмотра оставлять нельзя. Встанет в любой момент. Хотя технические характеристики неплохие заявлены».

«У этих аппаратов нет определенного слабого места, но есть в целом низкое качество. «Гамильтон» (прим. - аппарат ИВЛ международной компании Hamilton) и "Авента" - это как "Жигули" и "Мерседес". У нас они хотя бы не замыкали. А у нынешних видать вообще качество на нуле».

«Имел возможность работать с аппаратами ИВЛ «Авента» в многопрофильном стационаре; в целом неплохие отзывы. Что касается пожара - надо, всё же, дождаться расследования, но вероятность ошибок сборки при авральном режиме, может быть, увы».

Авральный режим сборки действительно имел место, это не вызывает сомнений.

В апреле в Екатеринбурге проходило совещания с участием замглавы Минпромторга Олега Бочарова, на котором было принято решение о десятикратном увеличении производства аппаратов ИВЛ на Урале. Если прежде там собирали, скажем, один аппарат за день, то теперь приходится собирать десять. Избежать ошибок, халтуры, использования некачественных деталей при таком резком увеличении производства невозможно.

Опасность сбоев в работе аппаратов, которые нельзя исключать при авральной сборке, усугубляется тем, что помещения, в которых эти аппараты используются, тоже подготовлены в авральном режиме. Это не нормальные ОРИТы – отделения реанимации и интенсивной терапии, куда кислород подается по трубам, как газ в городские квартиры. Это обычные палаты. Проводки там нет, поэтому кислород просто привозят грузовиками в баллонах и подключают эти баллоны к ИВЛ.

Кислород очень горюч. Если в баллоне утечка, одной искры будет достаточно для возгорания. А короткое замыкание – это как раз искра.

Кислород, кроме того, загорается при контакте с маслом и смазочными веществами. Достаточно положить салфетку с каплей вазелина на неплотно закрытый вентиль – и пожара также не избежать.

Реаниматологи и анестезиологи, которые ежедневно работают с аппаратами ИВЛ, все это прекрасно знают. Но таких специалистов сейчас не хватает. Во временных реанимациях трудятся специалисты других медицинских специальностей, прошедшие экстренную квалификацию. И они вполне могут не знать про горючесть кислорода. Или знать, но забыть.

По мнению Дениса Шувалова, замдиректора фирмы, которая занимается сервисным обслуживанием аппаратов ИВЛ, именно поэтому скорее всего и случились пожары: не из-за неисправности аппаратов, а из-за некомпетентности людей, которые их подключали и использовали.

«Мне, конечно же, знаком аппарат «Авента-М», - рассказал Шувалов «МК». - Это ИВЛ с внутренним компрессором для подачи медицинского воздуха. Такие аппараты сейчас как раз и ставят в помещения, где изначально не планировалась реанимация. То есть обычно при проектировке реанимаций подача медицинского воздуха и кислорода идут через общую магистраль от одного большого компрессора и кислородной станции. Но, так как сейчас таких помещений не хватает, то в них переоборудуют другие. Ставят ИВЛ с собственным компрессором и подключают баллоны с кислородом.

Кислород отлично воспламеняется, особенно при присутствии рядом масел. Если, когда монтировали баллон, использовали не синтетическое или графитное масло, а другую смазку, утечка кислорода из баллона могла привести к пожару. Кроме того, турбина, которая находится в компрессоре этого ИВЛ, могла быть подключена какой-нибудь китайской проводкой, которая коротнула».

По запросу «Авента-М» сайт госзакупок выдает множество контрактов, заключенных в конце апреля городскими и областными больницами разных регионов России.

Нижегородская область, например, приобрела их для 13 своих медучреждений, причем не по одному аппарату. «Авенты» поехали также в Печенгу, Смоленскую область, Хакасию и другие субъекты Федерации.

Усть-Куломская больница в Коми, которая уже использует «Авенту-М», тем временем заказала ей ремонт на 48 тыс.руб., а городская больница города Верхний Уфалей Челябинской области – на 93 тыс.руб.

Ограничения на закупки аппаратов ИВЛ импортного производства для государственных и муниципальных медицинских учреждений были введены в июле 2019 года постановлением премьера Дмитрия Медведева. Таким образом власти рассчитывали убрать конкурентов с рынка медизделий и открыть «зеленую улицу» отечественному производителю.

Больницам, однако, хватало старых импортных аппаратов, и они не спешили обновляться, меняя их на отечественные.

Из-за пандемии хватать перестало. Теперь аппараты ИВЛ массово закупаются у отечественных производителей.

Но при отсутствии конкурентов их качество вряд ли будет высоким. По всей видимости, именно это и подтверждают пожары в реанимационных отделениях, унесшие жизни пациентов.

Читайте также: Врач питерского госпиталя: «Загорелся новый отечественный аппарат ИВЛ»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах