Из-за введения карантина небо сначала опустело над странами Юго-Восточной Азии, потом над Европой и Америкой.
Сводки совсем неутешительные. В Германии до конца апреля отменено 23 тысячи рейсов на внутренние и международные линии. Китайские авиалинии, которые первыми закрыли воздушные ворота, отменили почти 80 тысяч авиарейсов, вернув пассажирам 13 млн билетов.
Счет на тысячи ведет и российский воздушный флот, который до сих пор еще не может вывезти из разных стран соотечественников, застрявших из-за карантина.
Но проблема еще и в том, что самолеты должны летать (иначе зачем у них крылья), а не стоять на приколе на земле. По данным международной ассоциации воздушного транспорта, сегодня на земле во всех странах находится около 11 тысяч авиалайнеров – примерно 40 % всего мирового флота. Они чуть ли ни в один день стали ненужными. Такого количества в истории гражданской авиации никогда не было.
Воздушные гавани строились из расчета, что самолеты будут в воздухе, а не на земле. Сейчас они припаркованы максимально близко друг к другу у гейтов, на взлетно-посадочных полосах, рулевых дорожках – везде, где можно «бросить якорь».
Некоторые американские авиакомпании отогнали свои лайнеры в пустыню штата Аризона. Сухой климат идеальное место для стоянки, он защищает конструкции лайнера от коррозии.
Немецкие авиаперевозчики «приземлили» 150 аэробусов в аэропортах Гамбурга, Франкфурта и Берлина. Еще свои лайнеры рассредоточили по принципу в тесноте – не в обиде Австралия, Южная Корея…
Не миновала чаша сия и российских авиаперевозчиков. Вот, к примеру, новый современный аэропорт им. Дмитрия Хворостовского в Красноярске. Он был открыт три года назад, а уже в 2018 г. установил рекорд по пассажиропотоку: 2,5 млн. человек. А в конце марта как начали на него садиться самолеты, так до сих пор и не взлетают…
Эксперты полагают, что в результате пандемии в мире может вырасти количество аэропортов, которые превратятся в парковки – наподобие парковочных мест для авто в Москве.
Только стоимость парковки в аэропорту, как бы не ныли московские автомобилисты, будет повыше. Все авиакомпании стараются так составить график полета, чтобы сесть и максимально быстро улететь. Как утверждают эксперты, в крупных аэропортах европейских стран час «парковки» стоит 285 долларов. Уже несколько недель семь российских бортов стоят в аэропорту Орли, в Париже.
Этот гордиев узел предстоит развязывать авиаперевозчикам и аэропортам-арендодателям. Самолеты не летают, коммерческой выгоды не имеют, а пилотам, стюардессам и обслуживающему персоналу зарплату с чего-то платить надо. На оплату услуг аэро-гаваням денег попросту нет.
Конечно, все можно списать на форс-мажор и простить долги тяжкие.
Но так вряд ли получится. Аэропорт – сложнейшее сооружение со своей инфраструктурой, которую необходимо поддерживать, обслуживать. Кем – если нет оплаты от авиаперевозчиков?
- Ситуация сложная, - признает Леонид Кошелев, член правления Российской ассоциации пилотов. - Редкий самолет сегодня взлетает на внутреннем рейсе, международные вообще отменены. Процентов 90-95 нашего авиапарки на земле. Доходы авиакомпаний упали в сотни раз, денег вообще нет. Когда «задышит» наша отрасль непонятно.
- Наверное, выживут не все авиаперевозчики?
- Скорее всего. Государство обещает финансовую поддержку крупным авиакомпаниям. Некоторые эксперты называют только три авиакомпании, которые оcтанутся на рынке.
- Цены на авиабилеты подскочат в разы?
- Они на внутреннем рынке недавно подорожали в два раза. Дальше будет больше.
- Нынешний простой может отразиться на техническом состоянии лайнеров?
- Пока нет, нужно периодически «гонять» двигатель, проводить мелкие профилактические работы. При более длительном простое необходимо проводить регламент по консервации узлов.
- А частная авиация летает? Много бизнесменов, для которых время – деньги…
- Тоже, как правило, на земле. Какой смысл куда-то торопиться, если по прилету тебя сразу посадят на двухнедельный карантин?
* * *
В середине апреля Владимир Путин объявил, что государство выделит авиаперевозчикам в качестве компенсации убытков 23 млрд рублей. Хотя по оценке специалистов эта сумма должна составлять не меньше 150 млрд. Если в результате пандемии выживут, как в дикой природе, только сильнейшие, мы получим монополизм на рынке и известно, к чему он приведет – к резкому взлету цен на авиабилеты.
О Турции или Арабских Эмиратах придется забыть…