В досье, подготовленном спецслужбами США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, о котором рассказывает австралийское издание, говорится, что китайские власти скрывали новости о вирусе. В то же время сколько-нибудь убедительных доказательств «рукотворного» характера появления Сovid-19 в этом досье не приводится.
Однако публикуемые материалы проливают некоторый свет не только на действия Пекина, но и на работу китайских вирусологов. В частности, в досье говорится о деятельности знаменитой китайской ученой в области вирусологии Ши Чжэнли.
«В Ухане, в китайской провинции Хубэй, неподалеку от печально известного ныне уханьского рынка, доктор Ши и ее команда работают на высокозащищенном оборудовании в лабораториях биологического сдерживания третьего и четвертого уровня, изучая смертельные коронавирусы, полученные от летучих мышей», – пересказывает австралийское издание содержание отчета пяти спецслужб.
«По крайней мере, один из примерно 50 образцов вируса, которые находятся в лаборатории доктора Ши, на 96 процентов генетически соответствует Covid-19. Когда д-р Ши услышала новость о вспышке нового вируса, похожего на пневмонию, она стала беспокоиться бессонными ночами – не виновата ли ее лаборатория в это вспышке».
После этих первоначальных страхов доктор Ши убедилась, что генетическая последовательность Covid-19 не соответствует ни одному из изучаемых в ее лаборатории вирусов.
«Тем не менее, – продолжает сиднейская газета The Daily Telegraph, – учитывая масштабы лжи, умышленного запутывания и гневного отказа Китайской Народной Республики разрешить какое-либо расследование причин вспышки болезни, международные спецслужбы в настоящее время внимательно следят за ее лабораторией».
Позиция австралийского правительства заключается в том, что вирус, скорее всего, возник на уханьском рынке под открытым небом, но существует небольшая - пятипроцентная — вероятность, что он мог случайно «просочиться» из лаборатории.
Американская же позиция, судя по появившимся в последние дни сообщениям, заключается в том, что вирус, скорее всего, просочился из лаборатории, но он также мог появиться на рынке, где торгуют дикими животными и где возникали другие болезни, включая птичий грипп H5N1 и SARS.
В материале упоминается также проведенное в 2013 году группой ученых (включая доктора Ши) исследование, в ходе которого в пещерах в китайской провинции Юньнань были собраны образцы фекалий подковообразных летучих мышей. Позже в этих образцах был обнаружен вирус, на 96,2% идентичный SARS-CoV 2 – вирусу, вызвавшему Covid-19.
Исследовательское досье также ссылается на работу, проделанную командой по синтезу SARS-подобных коронавирусов, чтобы проанализировать, могут ли они передаваться от летучих мышей к другим млекопитающим. Это означает, что ученые изменяли части вируса, чтобы проверить, передается ли он различным видам.
Их исследование, проведенное в ноябре 2015 года совместно с Университетом Северной Каролины, пришло к выводу, что вирус, похожий на SARS, может передаваться напрямую от летучих мышей к человеку, и нет никакого лечения, которое могло бы помочь.
Исследование признает невероятную опасность работы, которую проводили исследователи: «Потенциал для подготовки к будущим вспышкам и смягчения их последствий должен быть соотнесен с риском возникновения более опасных патогенов».
Несколько лет спустя, в марте 2019 года, доктор Ши и ее команда опубликовали обзор под названием «Коронавирусы летучих мышей в Китае» в медицинском журнале Viruses, где утверждали, что «стремятся предсказать появление очагов вируса и их межвидовой потенциал передачи». Авторы говорили о «неотложной необходимости изучения коронавирусов летучих мышей в Китае, чтобы понять их способность вызывать очередную вспышку».
Китайские ученые в своем материале предсказывали: «Весьма вероятно, что будущие короновирусные вспышки наподобие SARS или MERS, будут исходить от летучих мышей, и существует повышенная вероятность того, что это произойдет в Китае».
Пока зарубежные спецслужбы выясняют, несет ли лаборатория в Ухане ответственность за вспышку коронавируса, доктор Ши не делает паузу в своих исследованиях, которые, как она утверждает, важнее, чем когда-либо, для предотвращения пандемии. Она планирует возглавить национальный проект по системному отбору вирусов в пещерах летучих мышей. По оценкам, существует более 5000 штаммов коронавирусов, «ожидающих обнаружения в летучих мышах по всему миру».
«Коронавирусы, переносимые летучими мышами, станут причиной новых вспышек, - утверждает доктор Ши в журнале Scientific American. – Мы должны найти их, прежде чем они найдут нас».
Между прочим, директор Центра новых инфекционных заболеваний Уханьского института вирусологии Академии наук Китая доктор Ши в течение трех месяцев в 2006 году провела в Австралии в качестве приглашенного ученого, где она работала в Организации по научным и производственным исследованиям (CSIRO).
Протеже доктора Ши, Пэн Чжоу, в настоящее время руководящий проектом по вирусной инфекции и иммунитету у летучих мышей в Уханьском институте вирусологии, провел три года в биоизоляторе Австралийской лаборатории здоровья животных в 2011-2014 годах. В течение этого времени доктор Чжоу организовал перевозку живых диких летучих мышей по воздуху из Квинсленда в лабораторию в Виктории, где их подвергали эвтаназии для вскрытия и исследования на наличие смертельных вирусов.
Что касается Соединенных Штатов, то американцы в октябре 2014 года отозвали финансирование спорных экспериментов, которые делают патогены более мощными или могут распространять опасные вирусы, опасаясь, что это может привести к глобальной пандемии.
В научном сообществе разгорелись споры – стоит ли разрабатывать такие вирусы, чтобы предвидеть и предотвращать пандемию, если утечка вируса также может вызвать пандемию. Также звучали серьезные опасения по поводу отсутствия адекватных мер безопасности в Уханьском институте вирусологии при работе со смертельными вирусами.
«Закрытая, но не секретная» депеша от 19 января 2018 года, попавшая в распоряжение газете The Washington Post, показала, что ученые и дипломаты из американского посольства в Пекине посещали лабораторию и отправили в Вашингтон предупреждения о неадекватных методах обеспечения безопасности и слабых местах управления при исследованиях коронавирусов у летучих мышей.
«Во время взаимодействия с учеными из лаборатории Уханьского института вирусологии они отметили, что в новой лаборатории существует серьезная нехватка надлежащим образом подготовленных технических специалистов и исследователей, необходимых для безопасного управления этой лабораторией с высоким уровнем защиты», - говорилось в сообщении.
Научный консенсус, продолжает австралийская The Daily Telegraph, заключается в том, что вирус пришел с «мокрого рынка». Но на днях американское разведагентство впервые подтвердило, что разведывательный комитет США расследует, не стал ли COVID-19 результатом аварии в уханьской лаборатории.
Исполняющий обязанности директора офиса Национальной разведки Ричард Гренелл заявил, что вирус не был создан в лаборатории: «Все разведывательное сообщество постоянно оказывает критическую поддержку политикам США и тем, кто реагирует на вирус COVID-19, который возник в Китае. Разведывательное сообщество также соглашается с широким научным консенсусом, что вирус Covid-19 не был создан человеком или генетически модифицирован... Разведсообщество продолжит тщательно проверять появляющуюся информацию и разведданные, чтобы определить, началась ли вспышка в результате контакта с инфицированными животными или это произошло в результате несчастного случая в лаборатории в Ухане».
Несмотря на заявление Ричарда Гренелла и консенсус в ученой среде о том, что вирус не был создан в лаборатории, в досье, на которое ссылается The Daily Telegraph, упоминается исследование, в котором утверждается, что вирус был создан.
Ученые из Южно-Китайского технологического университета опубликовали 6 февраля исследование, в котором сделан вывод, что «коронавирус-убийца, вероятно, произошел из лаборатории в Ухане. Может потребоваться повышение уровня безопасности в лабораториях биоопасности высокого риска». Это исследование вскоре было отозвано, поскольку оно «не было подтверждено прямыми доказательствами», по словам автора Ботао Сяно, говорится в досье.
Не настаивая на достоверности упомянутого выше исследования, австралийское издание упоминает, что оно было включено в правительственное досье, подготовленное в рамках дела против Китая.
В документе, полученном австралийской газетой, говорится о «сокрытии и уничтожении улик» и о том, что власти Китая преднамеренно скрывали коронавирус, заставляя молчать врачей, которые высказывались на эту тему, уничтожая улики из уханьской лаборатории и отказываясь предоставлять образцы живых вирусов международным ученым, работающим над вакциной.
Из всех врачей, активистов, журналистов и ученых, которые, согласно имеющимся сообщениям, исчезли после того, как высказались по поводу коронавируса или критиковали действия китайских властей, ни один случай, по утверждению австралийской газеты, не является более интригующим и тревожным, чем случай с Хуан Ян Лин.
Эта исследовательница из Уханьского института вирусологии, согласно гуляющим в китайских соцсетях слухам, была первой, кому поставили диагноз больной коронавирусом (то есть она стала «нулевой пациенткой»). Затем появились сообщения о ее исчезновении, а ее биография и изображение были удалены с веб-сайта Уханьского института вирусологии. Хотя 16 февраля институт отрицал, что она была нулевой пациенткой, и сказал, что исследовательница жива и здорова, с тех пор этому не было представлено никаких доказательств.
Еще 31 декабря китайские власти начали цензурировать новости о вирусе в поисковых системах, удаляя такие запросы, как «Вариации SARS», «Уханьский рынок морепродуктов» и «Уханьская неизвестная пневмония». А1 января, без какого-либо расследования происхождения вируса, рынок морепродуктов в Ухане был закрыт и продезинфицирован.
Чуть позже, 3 января Национальная комиссия здравоохранения распорядилась перевести уханьские образцы пневмонии в специально уполномоченные испытательные учреждения или уничтожить, в то же время отдав распоряжение о запрете публикаций по поводу неизвестного заболевания.
Врачи, которые осмелились высказываться о новом вирусе, задерживали и подвергали осуждению. Власти призывали граждан «не выдумывать слухи, не распространять слухи и не верить слухам». Издание Global Times сообщало 2 января, что полиция в Ухане арестовала 8 человек, распространявших слухи о местной вспышке неопознанной пневмонии». Эти сообщения имели целью заставить замолчать врачей, которые, возможно, были готовы высказываться. Таким образом, правда о вспышке в Китае держалась в тайне, подводит итог австралийская газета.
«Несмотря на доказательства передачи вируса от человека человеку с начала декабря, власти КНР отрицали это до 20 января, - говорится в досье, подготовленном спецслужбами. – Всемирная организация здравоохранения делала то же самое. Тем не менее, чиновники на Тайване высказали опасения уже 31 декабря, а эксперты в Гонконге 4 января».
Читайте также: Китайцы предупреждали о вирусной опасности год назад: почему их проигнорировали