И – самое интересное – петербуржцы на личном авто должны следовать по маршруту до садового участка или дачи без остановок на территории населённых пунктов Ленинградской области. По прибытии контакты с соседями минимизировать, с участка уходить только при крайней необходимости. Внимание, вопрос: что делать тем, у кого нет личного авто? Что считать «документом, подтверждающим право собственности»? Наконец, как быть, если у собственника и членов его семьи разные фамилии? Возраст дачников власти тоже не уточняют – в городе самоизоляция обязательна для всех, кто старше 65 лет, а по выездам на дачу ясности нет. В сети комментарии пока ироничные: «Пенсионеров все-равно ничем не остановить, бессмысленно запрещать им ехать на дачу». Да и по какому, собственно, поводу – ни в Петербурге, ни в области не введён режим ЧС, как будет дальше с деньгами и продуктами в кризис – непонятно. Так что возделывать огород – считай, необходимость.
Новые условия дачных поездок не все считают проблемой. «Да там никаких бумаг особо не нужно. Паспорт и книжка садовода, - говорит знакомая, которая собирается на дачу. – Книжка садовода есть у каждого собственника, но родственники там не записаны. Выходит, если я еду с мамой, нужен её паспорт и моё свидетельство о рождении».
Но есть ведь масса других вариантов. «А если нет личного авто?», «А если договора аренды пока
нет, я только поеду его заключать?» О грядущих бюрократических сложностях рассказал петербуржец Сергей Каракуц, с которым мы вместе пытались выяснить, какие все же документы нужны и какие санкции предусмотрены за их отсутствие.
- Первая сложность в том, что дача оформлена на моего отца, соответственно я ни в каких документах на дачу не фигурирую, ну разве что у нас фамилии одинаковые, - говорит Сергей. - Таким образом не понятно, есть ли смысл брать эти документы, если они не на моё имя? Вторая сложность - не понятно, какие именно документы необходимо иметь с собой? Паспорт понятно. В одних источниках это книжка садовода, в других – документы о собственности. Третья сложность заключается в том, что живём с отцом мы не вместе, соответственно, накануне поездки придётся ехать к нему за этими документами, хотя уже почти месяц не виделись по понятным причинам, по возвращению необходимо также заехать вернуть их. Также любопытно, какое наказание будет в случае, если я поеду на дачу без этих документов, потому что лично я склоняюсь к тому, что поеду без них...»
Поехать на дачу Сергей все- равно планирует – хоть бы и без документов, чтобы лишний раз не тревожить отца, находящегося в изоляции. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко признавался, что майские праздники его «тревожат» именно из-за наплыва дачников. Но, судя по его словам, паспорта и книжки садовода дачники-собственнику вполне – главное, закупиться продуктами ещё в Петербурге и не останавливаться в областных поселках.
Понятно, почему в области переживают из-за выходных, но ведь есть не только майские – петербуржцы любят выбираться в леса Ленобласти, когда выдаётся свободный денёк. Формально гулять по лесам сейчас нельзя. Но спортивные туристы, которых в этих краях очень много, умудряются и сейчас ходить с палатками в лес. Знакомая из туристической среды признается, что ее друзья «просто вышли на станции и пошли в лес. Поставили палатку не в проходном месте. Они вместе живут, а других людей не встречали». Есть небольшие походы и вдоль Тосны, и в Лемболово. Надзорные органы наверняка тоже ходят по лесам, но «лес-то большой…».
Впрочем, гораздо проще, чем в лесу, заразиться в электричке – по словам туристов, из-за пандемии их количество сократили, и в вагонах тесно. Петербуржец Роман и вовсе хотел поехать в Карелию со своей второй половинкой – тоже не на дачу, а из спортивного интереса и без контактов с другими людьми в процессе отдыха. Но для этого надо сесть в электричку и выехать в другой регион, с которым Петербург не договаривался, как с Ленобластью, ни о каких условиях. «Сложно найти информацию, запрещено это или нет», - негодует Роман.
Ещё сложнее тем, у кого и дача и прописка в другом регионе. Екатерина Дмитриева прописана в Тверской области, участок там оформлен на её мать, при этом женщине нужно привезти к бабушке детей, а самой после выходных вернуться в город. «Мы едем на своей машине, - говорит Екатерина. – Есть необходимость оставить детей у бабушки, ведь образовательные учреждения закрыты, а работа никуда не делась, иначе дети будут сидеть дома одни. У меня и у детей тверская прописка, поэтому туда мы точно приехать сможем. Вопрос в том, пустят ли меня потом обратно в Санкт-Петербург, ведь в городе у меня всего лишь временная регистрация». Оправданное опасение, если учесть, что постоянно ходит слух о грядущих блокпостах на границах города. Пока губернатор считает достаточным нынешние меры, но в условиях пандемии ситуация может измениться за считанные часы.
Новгородцы во главе с губернатором Андреем Никитиным вовсе просят петербуржцев и
москвичей не ехать к ним на праздники. Во многих районах опасаются завоза коронавируса, в выборгском сообществе и вовсе пишут, что «закроют нас на карантин после набега городских». При беглом поиске транспорта до того же Выборга становится понятно, что электрички и автобусы вполне себе ходят, правда, агрегатор тут же предупреждает, что из-за пандемии возможны внезапные изменения в расписании. Надеемся, в итоге вагонов и салонов автобусов будет достаточно для соблюдения хоть какой-то социальной дистанции – раз уж электрички в принципе ходят. А то обычно в утренней «Ласточке» выходного дня до Выборга люди разве что на головах друг у друга не сидят.
Власти, очевидно, предвидят, что вирус будет распространяться: объявили об открытии к 1 мая 35 амбулаторий на территориях садоводств Ленобласти (чтобы получить медпомощь, надо будет взять ещё и полис ОМС). Всего в городе и области более 3 тысяч садоводств с 700 тысячами участков, куда приезжают порядка 2,5 млн горожан. Цифра огромная – и жители области уже опасаются, что медицина их региона не справится с потоком завозных случаев вируса.