- Дистанционное обучение оказалось не слишком-то эффективным. Как это может сказаться на качестве подготовке кадров в этом году?
- Перевод обучения на дистанционную форму – серьезное испытание, и особенно для профессионального образования, где далеко не все можно вычитать в учебнике. В итоге практика оказалась в плачевном состоянии. Теоретическая часть тоже. И в ближайшей перспективе это отрицательно скажется на качестве подготовки кадров. Однако помимо краткосрочной, есть и долгосрочная сторона дела. А там, думаю, дистанционное обучение может дать положительный эффект, правда, при условии повышения квалификации всех участников образовательного процесса.
- Какой позитив вы имеете в виду?
- Сейчас прошел первый серьезный тест дистанционного обучения. До сих пор оно существовало у нас в виде вишенки на торте, присутствуя лишь в брендовых университетах и не оказывая серьезного влияния на образование в целом. А тут вдруг стало массовым. И эта серьезная проверка боем показала: система не готова к массовому переходу к дистанционному обучению. Главная проблема — недостаток квалифицированных педагогических кадров, менеджеров образования, да и учащихся, которых никто никогда этому не обучал. Получилось, как если бы выпустить на дорогу кучу автомобилистов, имеющих права, но никогда ранее не ездивших. А пандемия может стать катализатором развития этих технологий. И если предыдущие десятилетия мы запрягали, то сейчас, глядишь, поймем: пора ехать!
- Но как быть с выпускниками этого года, угодившими под раздачу?
- Я бы ввел для них частичную аттестацию, дав сейчас возможность сдать только теоретическую часть квалификационных экзаменов, а практическую отложил бы на полгода – чтобы за это время они добрали практики, а лишь потом сдали бы. Если же форсировать все сейчас, следуя принципу «3 пишем, 2 в уме», можно девальвировать дипломы этого года. И появится риск, что работодатели сочтут выпуск-2020 слабым, от чего в конечном итоге пострадают сами выпускники.
- Какие профессии особенно «провисли» из-за пандемии в России? Какие восстановятся, а какие нет?
- Рынок труда достаточно консервативен. Изменения происходят медленно и связаны не столько с исчезновением старых профессий или возникновением новых, сколько с появлением новых квалификаций в рамках традиционных профессий: хирург, пользующийся электронным скальпелем, ведь остается хирургом! Тренд ближайшего времени – появление новых квалификаций и новых требований к специалистам со стороны работодателей, а также изменение соотношения на рынке труда привычных нам профессий. Так, офисные работники или такие профессии, как секретарь, диспетчер, охранник, другие профессии, связанные с идентификацией личности, были востребованы в нынешних масштабах только из-за невысокого уровня автоматизации процессов. Все эти виды деятельности уже сейчас могли бы быть автоматизированы, но этого не делали. А пандемия ускорит изменения на рынке, и на выходе из кризиса они усилятся. В этой связи я ожидаю всплеска объемов переподготовки кадров и подтверждения квалификаций, хотя до сих пор у нас был низкий охват «обучением в течение всей жизни».
- Какие сектора экономики выйдут из этого испытания с наименьшими потерями?
- Ай-ти-сектор. Правда, он также прошел через серьезные испытания. Но точно будет развиваться и чувствовать себя хорошо. То же касается всего связанного с производством товаров первой необходимости и логистики. Хуже будут чувствовать себя торговые сети. И транспортники тоже, поскольку за время самоизоляции многие решили: не стоит тратить ежедневно по два часа на дорогу на работу.
- А работы могут лишиться многие?
- Думаю, будет массовая фильтрация. И наименее квалифицированные, будь то юристы или, скажем, продавцы, будут неконкурентоспособными на рынке труда.
- На какие профессии и специальности стоит переориентироваться, как на наиболее перспективные?
- Я бы порекомендовал профессии, связанные с обслуживанием человека или с оптимизацией логистики. Например, доставка товаров или организация виртуальных туров — помощь клиенту, не выезжая из дома, подобрать площадку, скажем, для какого-то мероприятия. Или логистика по обеспечению производственных процессов, доставка комплектующих, материалов. Мир очутился на развилке: вернуться к «натуральному хозяйству», производя всё необходимое у себя, или сохранить международное разделение труда и специализацию. Я думаю, что будет нечто среднее, так что производство у нас — или в более широком смысле инженерия — будет развиваться, и эти специальности будут востребованы. В условиях самоизоляции, конечно, сложно заняться полноценной переподготовкой, но можно подбирать и изучать онлайн-курсы (сейчас многое доступно бесплатно) или во всяком случае начинать этим интересоваться.