Михаил Шамов в разгар пандемии коронавируса оказался на индонезийском острове Бали, где провел последние 3 месяца. В России у мужчины остались 80-летний отец и 78-летняя мать, после телефонного разговора с ними Михаил решил в срочном порядке вернуться на родину – старикам требовалась помощь.
- У меня был куплен билет на 14 апреля с вылетом катарскими авиалиниями, - рассказывает Михаил. – Кроме того, я зарегистрировался на российском сайте госсуслуг и заполнил заявление о том, что мне требуется эвакуация на родину. После этого несколько дней никакой информации мне не поступало.
Однако 8 апреля примерно в 15:40 пришло смс на русский номер от нашего авиаперевозчика, что мой рейс вылетает сегодня через пять с половиной часов. Не знаю, как мне это удалось, но за полтора часа я успел собраться, сдать байк и договориться о жилье, что возможно вернусь, - я уже был в курсе того как улетали люди из Бангкока... За три часа до вылета я приехал в аэропорт, там было совершенно пусто.
На стойках регистрации пассажиров разделили на два потока: люди с подтвержденными перебронированными билетами российского перевозчика и те, кому необходимо было переоформить билеты отмененных рейсов иностранных компаний.
Людей из второго списка оказалась целая толпа, при этом для их обслуживания выделили только одну стойку регистрации. Выяснилось, что «своим» пассажирам российская компания отправила уведомления о вылете за сутки, а не за пять часов, как остальным. Кроме того, всем «чужакам» разъяснили, что для вылета их фамилии должны значиться в каком-то особом списке.
- Я быстро нашёл сотрудника российского консульства, который сверял по паспортам, есть ли твоя фамилия в том самом заветном списке, - продолжает Михаил. - Вместо очереди была самая настоящая давка, где каждый первым пытался всучить сотруднику консульства именно свой паспорт, у некоторых на руках было по 4-5 паспортов и такая "проверка" занимала иногда пять минут и более.
По моим наблюдениям, около половины приехавших были в этом заветном списке, остальных же, также получивших смс-сообщение о вылете, попросили сразу же разъехаться по домам. Даже за деньги, за 400 евро (их нужно было заплатить всем, у кого куплены билеты на отмененные иностранные рейсы) сажать в самолет людей отказывались.
Причём иногда доходило до совершеннейшего абсурда, например: муж был в списке, а жены не было, и наоборот, то есть один из супругов мог улететь этим рейсом, а другой нет и точка. Видел отца семейства, который был в списке, а всей его семьи – жены и двоих детей не было!
При этом сотрудник консульства постоянно упоминал госуслуги и всех, кого не было в заветном списке, отправлял разбираться с ними. Люди пытались до них дозвониться прямо со стойки регистрации, но ни у кого это не получалось. Некоторые просто разворачивались и уходили, многие звонили родным в Россию за помощью, некоторые люди были буквально на грани истерики.
В начале восьмого до Михаила наконец дошла очередь, и его имя обнаружилось в списке. Однако и этого оказалось не достаточно, чтобы попасть на родину. До вылета оставалось два часа, а у стойки, где нужно было оплачивать билеты, скопилась внушительная очередь.
- За те полтора часа, что я стоял в очереди на покупку билета работник успел осчастливить максимум человек 15-20, - объясняет мужчина. – За 20 минут до вылета сотрудник консульства заявил, что самолет улетит по расписанию и ждать никого не будет. При этом данный рейс был заявлен как единственный и последний.
В самолете 450 мест, из них 300 – это подтвержденные билеты российского перевозчика, и от силы 50 билетов успели продать. То есть не менее 100 кресел остались свободными, а мы на вылет опоздали. В конце концов, нам вернули паспорта.
Около пятидесяти, а, может быть, и сто человек, в том числе и я, оплёванные, униженные отправились на выход... Мне-то ещё повезло, я живу в 15 минутах от аэропорта и в своём комплексе договорился, что могу вернуться. А другие люди, в том числе и пожилые, целые семьи с детьми стояли на улице, практически ночью и решали, что им делать и куда ехать. Бесчеловечность, возведённая в абсолют.
При этом никакой информации о новых рейсах и о том, что вообще делать дальше, за прошедшие с тех пор два дня нам так и не поступило. Я пока не сдаю билеты, купленные на 14 апреля, мало ли, что будет дальше.
Кстати, одна из пассажирок рейса, которой удалось покинуть Бали, рассказала, что на самом деле самолет улетел с большой задержкой. Почему на него не взяли всех пассажиров - большая загадка. «Ну, насчёт того, что рейс улетел вовремя – это вранье сотрудников консульства. Мы вылетели с задержкой около часа. Искали каких-то троих пассажиров. Самолёт на самом деле был заполнен на две трети. По прилёту несколько кордонов, проверок. Готовьте российские паспорта с пропиской в Москве или Московской области, либо договор аренды квартиры. Либо обсервация.... », - пояснила Юлия.