«Курьер кашлянул - и клиент отказался от заказа»
Геннадий Соколов, работает курьером в сервисе доставки крупного онлайн-супермаркета с 2018 года.
- Недавно наш курьер приехал к дому в Подмосковье, позвонил клиенту, 10 минут его нет, 15... И тут он выходит полностью в защитном костюме, в перчатках, даже бахилы на ногах. Видимо, одевался так долго.
Это, конечно, редкость, но половина людей встречает нас в масках. Жалуются, если нет маски у курьера. Однажды курьер совершенно здоровый кашлянул случайно, а женщина отказалась забирать заказ…
Доставка теперь только бесконтактная, некоторые просят вообще оставить у калитки, если это частный дом. Зато теперь нет такого, чтобы люди отказывались от части привезенных продуктов. У нас от 3 тысяч бесплатная доставка, так некоторые, чтобы не платить, закажут на эту сумму, а потом половину продуктов обратно отдают. С бесконтактной передачей так не получится — как упаковали на складе, так мы и отдали.
Очень часто привозим продукты пенсионерам— заказы делают их родственники со всего мира — из Америки, Швейцарии, Арабских эмиратов. Видно, что пожилым не хватает общения: при передаче заказа с курьером контактировать опасаются, зато по телефону пытаются поговорить подольше. Как предлог для разговора начинают сверять весь заказ по каждой позиции, все ли положили, а потому уже обо всем на свете начинают говорить.
Курьерам, которые на машине, стало неудобно, что в Подмосковье много перекрытых дорог. На въезде в районы, города стоят полицейские посты. Недавно ехали в Кубинку, так остановили машину, спрашивали: куда, зачем, почему. Нам выдали справки на работе, но все равно неприятно, можно потерять время.
Заказов, действительно, стало больше, но и курьеров тоже — каждый день новые появляются. Теперь, бывает, приходится несколько часов ждать заказ. На днях парень сделал 15 поездок — заработал 4 тысячи, но это сейчас редкость. В основном выходит около двух.
Для пеших курьеров мало что изменилось, к маскам уже все привыкли. Чаевых и раньше было мало, а теперь наличных все боятся и никто не дает.
«Заказ приходится ждать по 4 часа на улице»
Али Исраилов, работает курьером в сервисе по доставке готовой еды с 2018 года.
- Я работаю в двух сервисах по доставке еды. Из-за того, что сейчас приходит много новых людей в курьеры, в одном сервисе мне стали давать меньше смен. У нас нет привилегий для тех, давно работает. Приходится, пока нет смены, работать в другом сервисе, но и там жду заказа по 4 часа.
Ждать теперь приходится на улице — почти все кафе и торговые центры закрыты из-за коронавируса. Некоторые пускают в специально отведенное место для курьеров в помещении, а некоторые - нет.
Когда только начиналась эта эпидемия, я привез заказ, отдаю в руки клиенту, а он мне говорит: «Хоть вы нормальный человек!» Я спросил: «Почему вы так говорите?» Оказывается, ему привозили еду из другого сервиса, поставили пакет на сумку курьера и заставили самого взять. Этот клиент сказал мне, что не верит во все эти эпидемии.
Сейчас уже не так - в 15 случаях из 20 человек просят бесконтактно передавать заказ. Остальным по-прежнему все равно, есть маска или нет. В одном сервисе клиент может в комментарии написать, что нужна бесконтактная передача. В другом заставляют доставать заказ, ставить на сумку, фотографировать, и чтобы клиент сам забирал. Я и сам сейчас так предпочитаю, времени много не займет: я позвонил в звонок, пока человек выйдет, я уже все сфотографирую.
Но один мужчина даже рассердился, когда я хотел ему бесконтактно передать. Сказал: «Я заплатил деньги за доставку. Почему вы так отдаете заказ, это какое-то издевательство»!
Чтобы заработать 1200-1500 рублей, надо отвозить 10 и больше заказов. На прошлой неделе в выходные было очень много заказов. Можно отработать и 20. А в начале новой нерабочей недели пошел спад. Большинство курьеров просто сидят. Я обычно проезжал на велосипеде 20 км, рекорд был 40 км. А сегодня только 3.
Совсем без работы не останешься, можно взять больше локаций. Я так и делаю, потому что я на велосипеде. Могу начать работать на «Сходненской», а закончить на «Курской!. Но неудобно все равно ездить с ним в метро, автобусах.
Но хотя бы обувь не снашивается — когда был пешим, максимум на месяц-полтора хватало обувки. Тогда я один раз «сделал» 25 заказов — ноги отваливались.
«Состоятельные клиенты уехали из Москвы»
Наталья, доставляет продукты из магазинов на своем автомобиле с 2019 года.
- Я подрабатываю курьером с осени — развожу продукты из ближайших магазинов на своей машине. Люди заказывают и оплачивают на сайте, я забираю пакет и привожу. Вообще я репетитор. Раньше днем занималась с детьми, а утром и по вечерам развозила заказы. С утра в основном заказывал бизнес, а к вечеру - люди домой. Теперь бизнес-заказов нет, но это и к лучшему — это всегда в центре, там вообще нельзя припарковаться.
Главное, что изменилось — пакеты стали тяжелее. Заказов стало больше, но только среди среднего класса. Если раньше приходилось ехать в центр или, в более дорогие районы, то теперь можно покататься по своему району. Тысяч 30 в месяц без вычета бензина можно так заработать, если не с утра до ночи.
Самые состоятельные клиенты, которым я привозила продукты из премиальных магазинов, пропали — видимо, уехали загород. Менее обеспеченных как не было, так и нет — было несколько заказов из дешевых сетевых супермаркетов, но их так мало, что даже не включишь в свою личную статистику.
Доставка у нас бесконтактная — я сама всех боюсь. Ношу маску, перчатки. Пакет ставлю у двери, даже не звоню в звонок, а набираю клиенту по телефону. И отхожу подальше.
Появилось еще понятие бесконтактных чаевых — люди переводят мне сразу на карту по номеру телефона. А в остальном все достаточно ровно — те, клиенты, которые были нервными, такими и остались.