На сегодня, 6 апреля, в Грузии по официальным данным зарегистрировано 188 случаев коронавируса. За последние сутки количество зараженных увеличилось на 18 человек. Учитывая, что население страны сегодня составляет примерно 3,7 миллиона человек, количество инфицированных на один миллион – примерно 50 человек. Это один из самых низких показателей в мире.
Количество умерших на сегодняшний день - два человека. Это женщины в возрасте 79 и 81 лет. Первая смерть произошла 4 апреля. При этом выздоровело 36 человек. В стационарах проходят лечение 386 пациентов. «На карантине» находятся 5056 человек. Это те, кто вернулся из-за границы: они либо сидят дома в условиях самоизоляции, либо размещены в гостиницах и пансионатах по всей стране.
21 марта президент Грузии Саломе Зурабишвили ввела в стране чрезвычайное положение. Пока на месяц — до 21 апреля. Но правительству показалось, что этого недостаточно. 30 марта премьер-министр Георгий Гахария объявил о дополнительных мерах. На всей территории Грузии был введен комендантский час: с 21.00 вечера и до 06 утра запрещено появляться на улицах. Нарушителям комендантского часа или карантина грозят штрафы.
- Штрафы довольно высокие. – сообщил «МК» из Тбилиси писатель и публицист Гоги Лорткипанидзе. – За нарушение установленных предписаний для юридических лиц они составляют 15 тысяч лари, что эквивалентно 5 тысячам долларов, а для физических лиц – 3 тысячи лари, или тысячу долларов. В первый день оштрафовано на удивление мало граждан (около 130), что для города-миллионника типа Тбилиси неплохой показатель дисциплинированности.
Добавим, что за прошедшие сутки (с 5 на 6 апреля), по данным МВД, за нарушение режима чрезвычайного положения оштрафовано уже 286 человек. Повторное нарушение грозит уже трехлетним заключением.
Нам удалось связаться с врачом одной из тбилисских клиник. К лечению коронавируса по своей специальности она не имеет никакого отношения. Дать интервью доктор согласилась на условиях анонимности.
- Да, в Грузии сейчас полный карантин и комендантский час. – рассказала она.- Наше правительство очень своевременно среагировало, опираясь на инфекционистов и эпидемиологов! Установили полный контроль в аэропортах. Температурящих сразу перевозили в клиники, а тех, кто был в странах риска, в карантинные зоны, под которые были выделены комфортабельные гостиницы с прекрасными условиями проживания. Списки прибывших граждан передавались службам общественного здравоохранения и полиции. Все 14 дней самоизоляции этих граждан контролировал патруль и сотрудники Минздрава. Как только был зарегистрирован первый случай инфицирования, остановили учебный процесс в школах и вузах. Населению были рекомендованы принципы дистанцирования, но, поскольку народ не воспринял это всерьез, продолжались застолья, празднования, ввели Чрезвычайное положение. Закрыли всё, кроме продуктовых и аптек.
- Эти меры помогли?
- Эти меры привели к тому, что страна максимально продлила стадию удержания эпидемии. Это огромный плюс. Как только был зафиксирован первый случай внутренней трансмиссии ( это когда невозможно установить источник инфицирования и изолировать кластер), в стране был объявлен полный карантин и комендантский час.
- Как у вас обстоит дело с тестированием на коронавирус?
- Огромная заслуга наших инфекционистов под руководством Тенгиза Церцвадзе в том, что они внесли коррективы в рекомендации ВОЗ по тестированию пациентов. ВОЗ предлагала тестировать при наличии температуры, боли в горле и других респираторных симптомах, но наши предложили изъять температурную реакцию, поскольку она есть не у всех и как раз инфицированные без температуры и являются самыми опасными распространителями инфекции! Проводится PCR диагностика (метод молекулярной диагностики коронавируса – М.П.). В Тбилиси есть лаборатория Лугара, которая дает результат через 6 часов, в то время, как Центру Хопкинса нужно на это несколько дней. У нас уже есть национальный протокол по COVID-19. Не хватает масок, но их не хватает во всем мире. Несколько швейных фабрик получили госзаказ на их пошив. Да и мы сами шьем себе из марли. В развитии эпидемии критическими являются 6=я, 7-я и 8-я недели со дня первого инфицирования. У нас пошла шестая. Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше.
Врач упомянула лабораторию Лугара. Да-да, это тот самый Центр Лугара, который Москва не раз обвиняла в секретных работах по созданию биологического оружия.
- Справедливости ради надо сказать, что слухи о том, что лаборатория Лугара имеет отношение к биологическому оружию, сильно преувеличены и являются, на мой взгляд, политическими спекуляциями. – говорит Гоги Лорткипанидзе. - А вот в условиях инфекции она неплохо себя проявила, выдавала правильные тесты (фактически это было единственное место, на которое можно было положиться) и играет немалую роль в том, что Грузия пока более-менее контролирует эпидемию.
В настоящее время все границы Грузии с соседними государствами закрыты. «Основной месседж властей народу – сидите дома!» - говорит Лорткипанидзе. - Разумеется, люди волнуются по поводу доходов и работы, но общее настроение - сейчас не до жиру. Следует особенно отметить хорошую работу медиков, особенно инфекционистов из Центра по контролю над заболеваниями, кстати, они принадлежат к старшему поколению. Их усилиями эпидемия пока что более-менее контролируема и волна внутренней передачи вируса только-только начинается. Но неизвестно, как долго удастся удерживать ситуацию под контролем. Как и Россия, мы только в начале пути. Апрель обещает быть очень сложным. Город по сути пуст, работают продуктовые магазины, аптеки, банки (с меньшим количеством операторов). Ярмарки, базары, рестораны и валютные обменники закрыты. Общественный транспорт - включая автобусы, метро и пассажирские поезда - отменен, но работает такси. Однако пассажиров в такси может быть не более двух. Очень важной считается соблюдение социальной дистанции в 2 метра в очередях. В магазины впускают одновременно не более двух покупателей».
Но, конечно, более всего жители Грузии огорчены тем, что закрылись винные магазины и правительство запретило собираться вместе более трех человек. А это значит – прощайте, традиционные грузинские застолья! Запрещены массовые сборища во время свадеб и похорон.
Введению карантинных мер пока сопротивляется Грузинская православная церковь. Здесь Грузия столкнулась с той же проблемой, что и Израиль, где ортодоксальные иудеи отказываются соблюдать многие ограничительные меры. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II все же пошел на некоторые уступки. Так, богослужения теперь будут начинаться в 16.00 и завершаться к восьми вечера, а верующие будут находиться во дворах храмов, соблюдая «социальную дистанцию». Но никто не знает, что произойдет на Пасху, 19 апреля, когда верующие традиционно в массовом порядке посещают храмы.
Для поддержки населения и малого бизнеса правительство выделило из бюджета 2 миллиарда лари (это почти пятая часть бюджета). За счет этих средств, например, освобождаются на три месяца от платы за газ и электричество те, кто потребляет не более 200 кВт электроэнергии и 200 кубометров газа в месяц.
Так что пример Грузии наглядно показывает, что успех в борьбе с эпидемией напрямую связан с жесткостью принимаемых карантинных мер. И в этом вопросе нам, безусловно, следует на нее равняться.